Программа подготовки воспитанников

ПРОГРАММА

«Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни

в современном обществе»

 

содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к Программе «Подготовка воспитанников детских домов к

самостоятельной жизни в современном обществе»

 

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада существует даже несколько вариативных программ). Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.

Настоящая «Программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе» и призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.

Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,

определить важнейшие требования к знаниям и умениям

воспитанников, необходимых для их самостоятельной

жизни.

 

Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для дошкольного детского дома в целях обеспечения преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

  1. Культура поведения и азбука общения

  2. Жилище, одежда, обувь, питание

  3. Транспорт, торговля, связь

  4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

  5. Подготовка к семейной жизни

  6. Учреждения и организации

  7. Жизненное и профессиональное самоопределение

  8. Полезная экономика. Ты и закон.

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Ориентировочное время освоения каждой части Программы – учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в детский дом попадают и 15-16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) – возможны различные варианты прохождения Программы.

Первый вариант – последовательное прохождение материала год за годом, в течении трех лет. При необходимости повторяется ранее изученный материал. Этот вариант удобен для однородной (по возрасту и уровню развития) группе.

Второй вариант – воспитатель, учитывая особенности группы, готовит индивидуальный учебно-тематический план прохождения Программы на три года сразу. В этом случае уже в первый год от может раскрывать темы второго и третьего года обучения. Особенностью этого варианта является то, что воспитатель дифференцирует материал (набор тем, их сложность и т.д.) для разных подгрупп ( например – старшие-младшие, дети «N»-дети ЗПР и т.д.). По такому варианту удобнее работать с разнородными группами.

Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.)

Порядок прохождения тем в течении учебного года жестко не фиксирован, однако (при первом варианте работы с Программой) к концу года должны быть отработаны все темы, при втором варианте – выполнен учебно-тематический план первого года обучения.

Для успешной реализации этих моментов возможна следующая технология работы с Программой.

В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Структура плана (адаптированного к условиям детского дома) проста. Вначале указывается месяц, затем расписывается, какие темы основных направлений будут изучаться в этом месяце с указанием напротив темы ответственного воспитателя к количеству учебных часов. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий). В идеале, эти часы должны быть расписаны – всего, теория, практика.

Воспитатели, работающие по второму варианту Программы, совместно составляют тематический план на три года.

Далее идет работа по выполнению учебно-тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.

В конце года воспитатели пишут отчет по результатам работы по Программе. Интересная форма промежуточного контроля знаний и умений учащихся – игровые занятия типа известных телевизионных игр (КВН, «Кто? Где? Когда?» и т.д.). Кроме того, качество работы по Программе видно и в процессе жизнедеятельности в детском доме: насколько воспитанники групп умеют общаться, поддерживать чистоту, ухаживать за одеждой, обувью.

Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретного детского дома, группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год - проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем. Организационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный День встречи выпускников.

Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной ориентации воспитанников.

При составлении данной Программы использовались следующие материалы:

  • программы социально- бытовой ориентации (для учащихся V-IX кл. вспомогательных школ),

  • программа «Становление» детских домов Курганской области,

  • комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество»,

  • комплексная программа сексуального воспитания и просвещения воспитанников интернатских учреждений и детских домов Министерства образования РФ,

  • Региональная программа «Психолого-педагогическое сопровождение постинтернатной адаптации воспитанников образовательных учреждений Ленинградской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011-2013 годы»

  • собственные материалы автора.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Культура поведения:

Темы:

  1. Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

  2. Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании

  3. Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения
    благодарности.

4. Культура разговора со старшими и сверстниками

  1. Формы поздравления

  2. Культура речи при пользовании телефоном

  3. Этикет и манеры

  4. Общие правила поведения в общественных местах

Воспитанники должны знать:

  • требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя

  • правила поведения при встрече и расставании

  • формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием
    благодарности

  • как культурно разговаривать по телефону

  • как вести себя в общественных местах

  • иметь представление об этикете и манерах

Воспитанники должны уметь:

  • следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

  • следить за собой, своей походкой и жестикуляцией

  • правильно вести себя при встрече и расставании

  • вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать,
    благодарить.

  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и
    сверстниками

  • культурно вести себя в общественных местах

 

Азбука общения

Темы:

  1. Честность в отношении друг с другом

  2. Плохой хороший поступок в общении

  3. О дружбе и товариществе

Практические занятия:

  1. выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,
    сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить,
    оказывать помощь и заботу и т.д.).

  2. Организация специальной деятельности, направленной на помощь
    товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый
    поступок», «Забота» и т.д.)

  3. Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки
    товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое
    настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)

  4. Организация совместной учебной, игровой, художественной,
    спортивной и др. деятельности в «порах» (постоянного, смешанного
    и разнополого состава).

  5. Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными
    воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему
    новому научились, кому помогли, где поступили правили, что
    понравилось и т.д.).

Индивидуально - групповые инструктивные занятия:

  1. Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.

  2. Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.

ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ

Жилище:

  1. Виды жилых помещений в городе и деревне. Жилой дом; помещения и
    службы детского дома. Варианты квартир и подсобных помещений;
    виды отопления.

  2. Почтовый адрес и телефоны детского дома

Экскурсия — по детскому дому

Практические работы - заполнение почтовых адресов на конвертах

Воспитанники должны знать;

  • виды жилых помещений в городе, деревне, их различия

  • почтовый адрес и телефоны детского дома

Воспитанники должны уметь:

  • подписывать адрес на конвертах

 

Одежда и обувь:

  1. Виды одежды и головных уборов. Их назначение, размеры

  2. Повседневный уход за одеждой; предупреждение загрязнения; чистка

  3. Виды обуви, размеры; уход за обувью - сушка, чистка, кремы;
    подготовка сезонной обуви к хранению.

Практические работы:

  • чистка и сушка верхней одежды и обуви,

  • снятие мерок (определение размера)

Воспитанники должны знать:

  • Виды одежды и обуви; снятие мерок (размеры)

  • Правила ухода за одеждой и обувью

 

 

Воспитанники должны уметь;

  • подбирать одежду головные уборы, обувь по сезону (и размеру), различать
    их назначения ( повседневная, праздничная, спортивная)

  • сушить мокрую одежду и обувь; чистить готовить к хранению

  • подбирать крем и чистить кожаную обувь

 

 

 

 

Питание:

  1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи и т.д.). Разнообразие продуктов
    питания.

  2. Приготовление пищи. Завтрак (приготовление простых и
    комбинированных бутербродов, отваривание яиц; яичница;
    приготовление салата, винегрета, заваривание чая).

  3. Кухонные принадлежности, приборы, посуда. Правила пользования и
    ухода за ними. Химические средства ухода

  4. Сервировка стола к завтраку.

Практические работы:

  • приготовление бутерброда, салата, винегрета, яичницы,

  • отваривание яиц,

  • заваривание чая.

Воспитанники должны знать:

  • Виды бутербродов,

  • различные меню завтрака,

  • санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи,

  • правила сервировки стола к завтраку;

  • правила заваривания чая,

  • назначение кухонных принадлежностей и посуды;

  • санитарно — гигиенические требования к использованию химических средств по ухода за посудой.

Воспитанники должны уметь:

  • Резать ножом продукты для бутербродов;

  • отваривать яйца,

  • жарить яичницу;

  • нарезать варенные овощи кубиками, соломкой,

  • накрывать на стол с учетом конкретного меню.

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ

Транспорт:

  1. Проезд в детский дом из СПб (маршруты, виды транспорта)

  2. Правила поведения в транспорте и на улице.

  3. Правила дорожного движения.

Экскурсия - коллективные поездки в транспорте.

Воспитанники должны знать:

  • наиболее рациональный маршрут проезда до детского дома.

  • варианты проезда разными видами транспорта.

  • количество времени, затраченное на дорогу, пересадки.

  • правила передвижения на велосипеде.

Воспитанники должны уметь:

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу).

  • соблюдать правила дорожного движения

 

 

Торговля:

  1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, их
    назначение.

  1. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах

Экскурсия в продовольственные магазины Воспитанники должны знать:

  • Основные виды магазинов и их назначение,

  • виды отделов в промышленных и продуктовых магазинах, правила покупки в них;

  • стоимость основных продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Воспитанники должны уметь:

  • Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;

  • оплатить продукты питания;

  • соблюдать правила поведения в магазине.

 

Связь:

  1. Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

  2. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные
    переводы, телеграммы).

  3. Виды писем (заказное, с уведомлением, ценное и т.д.). Порядок
    отправки писем различных видов, стоимость пересылки, написание
    адреса на конвертах.

  4. Телеграф, виды телеграфных услуг, тарифы, заполнение телеграфных
    бланков.

 

Практические работы; экскурсии:

  • экскурсия на почту, узел связи,

  • составление телефонограмм

  • заполнение бланков

Воспитанники должны знать:

  • основные средства связи,

  • виды почтовых отправлений, виды телеграфных услуг;

  • тарифы.

  • порядок отправки посылок, переводов и т.д.

Воспитанники должны уметь;

  • Записывать индекс на конвертах,

  • составлять различные тексты телеграмм,

  • заполнять телефонные бланки,

  • подсчитывать примерную стоимость телеграмм.

 

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА, ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ

Личная гигиена:

  1. Правила личной гигиены

  2. Уход за волосами (мытье, прическа)

  3. Гигиена сна; гигиена выполнения домашних заданий

  4. Гигиена зрения (чтения, просмотра т/передач, домашних заданий)

  5. Твой внешний вид

Практические работы:

  • Выполнение утреннего и вечернего туалета;

  • причесывание волос

 

Воспитанники должны знать;

1 . Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета

  1. периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства
    борьбы с перхотью

  2. Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,
    выполнение домашних заданий, просмотра телепередач

  3. Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий

 

Воспитанники должны уметь:

1 . Выполнять утренние и вечерние туалеты

  1. Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

  2. Соблюдать правила гигиены приготовления д./з., зрения, сна.

  3. Чистить зубы

  4. Следить за одеждой, обувью (иметь опрятный внешний вид).

 

Здоровье и медицинская помощь

  1. мед. учреждения: поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки их
    назначение. Работники мед. учреждений (врачи, мед. сестра, младший
    мед. персонал, регистраторы; работники аптеки).

  2. Виды мед. помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием,
    госпитализация. Вызов «Скорой помощи» и врач на дом.

Экскурсии в аптеку, поликлиники

Воспитанники должны иметь представление:

  • о назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки

  • о порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств

  • о порядке вызова «Скорой помощи» и врача на дом

 

Воспитанники должны знать:

  • Виды медицинской помощи;

  • функции основных врачей - специалистов

 

Воспитанники должны уметь;

  • Записываться на прием к врачу;

  • вызывать врача на дом,

  • приобретать лекарства в аптеке.

 

 

Основы безопасности жизнедеятельности

Тематика:

  1. формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной
    обстановке:

    1. переход через улицу

    2. правила обхода транспорта на остановке

 

  1. домашние опасности - электробытовые приборы

  2. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при загорании и
    пожаре. Порядок вызова пожарных. Пользование простейшими
    средствами пожаротушения.

  3. Благо и вред лекарств, средств бытовой химии. Отравление — первая
    помощь. Порядок вызова мед. помощи.

  4. Меры безопасности при общении с колюще - режущими предметами;
    первая помощь при травмах.

  5. Сохранность жилища — порядок вызова милиции

  6. Правила безопасного поведения во дворе (где можно, где нельзя
    играть, источники опасности во дворе - ЛЭП и т.д.).

  7. Как уберечься от ушибов, порезов, переломов во время игр.

  8. Меры предосторожности при общении с животными.

  9. Меры по обеспечению безопасности личных вещей.

  10. Взаимодействия с неформальными группами; правила поведения с

  11. незнакомыми людьми

  12. Правила безопасной езды на велосипеде. Поведение на улице в грозу, туман, гололед, вечернее время.

  13. Съедобные дикорастущие растения (грибы, ягоды).

  14. Ядовитые растения и грибы, опасные насекомые и животные

  15. Как защититься от насекомых?

  16. Правила безопасного поведения на воде; на льду замерших водоемов

  17. Меры предосторожности во время грозы

 

 

Воспитанники должны знать:

  • источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе

  • правила поведения при возникновении стихийных бедствий

  • правила обращения с электробытовыми приборами

  • основные виды ядовитых растений и грибов

  • правила поведения в транспорте

  • правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными

  • порядок вызова «Скорой помощи», милиции, газовой службы, пожарных

Воспитанники должны уметь;

  • обращаться с электроприборами повседневного пользования

  • пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.)

  • распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов.

  • действовать по сигналу опасности

  • ориентироваться на местности

  • оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях и т.д.

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Социальное направление:

  1. Что такое семья,

  2. состав семьи,

  3. родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д.).

  4. Дальние или близкие родственники.

  5. Необходимость заботы и уважение к друг другу.

  6. Правила поведения в семье.

  7. Женщина - Дама, мужчина - Рыцарь.

Истоки сексуальной культуры

  1. Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом — скелет,
    внутренние органы, системы жизнеобеспечения).

  2. Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,
    вторичные половые признаки).

  3. Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека

  4. Беседы о сущности беременности и бережном отношении к
    беременным, первые представления о родах.

  5. О дружбе мальчиков и девочек

 

Школа будущих родителей

«Уход за новорожденным ребенком»

 

  1. Предметы ухода за ребенком.

  2. Ежедневный уход за ребенком: умывание, обработка глаз ватным шариком; обработка носовых ходов ватными фитильками, обработка ушных раковин ватными жгутиками, уход за руками, подмывание, пеленание.

  3. Приготовление стерильного растительного масла, его использование для профилактики опрелости.

  4. Купание.

 

Основные навыки и умения:

  1. Знать как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметы
    ухода, одежда).

  2. Уметь проводить утренний туалет ребенка — обработка глаз, носовых
    ходов, ушных раковин.

  3. Обработка пупочной ранки.

  4. Приготовление ванны для новорожденного, купание

  5. Правильно готовить стерилизованное растительное масло, порядок
    обработки кожных складок

  6. Правильно пеленать ребенка

  7. Правила подмывания ребенка

  8. Правила естественного вскармливания новорожденного

 

Формирование нравственных представлений:

  1. Сказки народов мира о любви (чтение)

  2. Человеческое тело — образец пропорции и красоты (репродукции
    известных картин, греческая, римская скульптура)

  3. Чтение и последующее обсуждение сказок, мифов, легенд народов
    мира о любви и семье:

  • с целью развития у детей способности любить

  • с целью закрепления в сознании детей эталонов семейных отношений.

Ролевые игры и тренинги:

1. Игры в семью, где каждый ребенок должен попеременно, в

зависимости от пола выполнять различные роли (ребенок станет братом, сестрой, мама, папа, тетя, дядя и т.д.) под руководством взрослого.

  1. Игры в несколько соседствующих семей для закрепления навыков
    взаимопомощи, взаимовыручки и умения общаться на уровне «Семей»
    (ходить в гости, дарить подарки, принимать гостей и т.д.)

  2. Игры девочек (у каждой девочки должна быть кукла, за которой она
    должна ухаживать) необходимо контролировать и корректировать
    поведение девочки «мамы».

  3. Игры мальчиков (военные, строительные с машинками и т.д.)
    необходимо участие в них мужчины или мальчиков.

  4. Игры, формирующие и закрепляющие в сознании детей эталоны
    мужественности и женственности.

  5. Игры, развивающие навыки этикета.

  6. Игры в семью, закрепляющие эталоны поведения мужчины и женщины
    в семье, навыки необходимые в семейном быту.

  7. Игры, воспитывающие взаимовыручку и взаимопонимание в семье

  8. Игры, развивающие умение понимать другого со всеми его
    личностными особенностями (сказки «Журавль и цапля», «Царевна -
    лягушка», «Аленький цветочек» и т.д.)

 

Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

  1. Тренинг по управлению эмоциями, усвоению навыков релаксации.

  2. Тренинг выражения чувств (словами, жестами, мимикой и т.д.).

  3. Игры, развивающие и закрепляющие навыки понимания и учета состояния другого человека. 

 

 

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМЫ:

Детские ясли, дет. сад, школа. Дом Культуры; библиотека - их назначение.

 

Экскурсия - Дом Культуры, библиотеку

Воспитанники должны знать:

  • виды детских учреждений, их назначение,

  • адрес местного ДК, библиотеки;

  • какие кружки, секции в них имеются;

  • правила поведения в ДК и библиотеке.

Воспитанники должны уметь;

  • Обратиться к работнику ДК, библиотеки

  • правильно вести себя во время игр, просмотра фильмов, чтение книг, журналов.

 

 

ЖИЗНЕННОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ТЕМЫ:

  1. Твой режим дня

  2. Время богатство; друг и враг

  3. Можно ли планировать свою жизнь

  4. Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей
    учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)

  5. Мир труда (основные группы и типы профессий)

  6. Интересы, склонности, задатки и способности

  7. Виды профессиональных учебных заведений.

Примерные формы работы:

  • Встречи с преподавателями разных профессий

  • вечера «защиты профессии»,

  • викторины по миру профессий, экскурсии,

  • комплексные сюжетно-ролевые игры и т.д.,

  • диспут «на что ориентироваться в выборе профессии» и т.д.

ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН

Ты и закон

Темы (вопросы для обсуждения):

  1. символы нашего государства

  2. как называется пост. Главы нашего государства

  3. структура органов власти в России (законодательная исполнительная,
    судебная власть).

  4. Что такое правовое, демократическое государство.

  5. Чем гордится Россия?

  6. Наша малая Родина

  7. Зачем нужно знать законы.

  8. Что такое правонарушение.

9. Зачем нужна милиция, суд, армия.
10. 
.Почему людей наказывают за правонарушения.

 

 

Полезная экономика

ТЕМЫ:

  1. Понятие бюджета в семье

  2. Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища,
    приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь
    родственникам).

  3. планирование расходов на день; две недели с учетом бюджета и
    состава семьи.

  4. Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и
    коммунальных услуг.

  5. Планирование крупных покупок.

Практические работы:

  1. Упражнение в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах).

  2. Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанции.

  3. Планирование крупных покупок и оказание материальной помощи родственникам (на конкретных примерах).

Воспитанники должны знать:

  1. Основные статьи расходов в семье

  2. Правила учета расходов

  3. Порядок расчета квартплаты

  4. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг
    телеграфа.

  5. Порядок планирования крупных покупок

  6. Примерную стоимость одежды, обуви, мебели и т.д.

 

Воспитанники должны уметь:

  1. Подсчитывать расходы

  2. планировать расходы на день, две недели

  1. Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость
    израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

  1. Оплачивать коммунальные и др. платежи

  2. Планировать крупные покупки.

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

    Культура поведения:

    Темы:

    1. Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке.

    2. Поведение за столом.

    3. Поведение в гостях, подарки.

    Воспитанники должны знать:

    1. правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;

    2. правила поведения за столом;

    3. правила поведения в гостях;

    4. правила вручения и приема подарков.

    Воспитанники должны уметь:

    1. культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

    2. правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфетками, красиво и аккуратно принимать пищу;

    3. культурно вести себя в гостях, оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.;

    4. выбирать подарки, изготавливать простые сувениры;

    5. вручать и принимать подарки.

     

    Практическая работа:

    1. изготовление несложных сувениров;

    2. экскурсии в кино, театры и т.д.

     

    Азбука общения

    Темы:

    1. Доброта и милосердие (добро и зло; добрые и злые дела; милосердие; что такое доброта в семье, д/доме; добрые отношения с друзьями; как сделать мир добрее).

    2. Справедливость и сочувствие (что такое справедливость и сочувствие; справедливые и несправедливые поступки; справедливые отношения в д/доме, традиции детского дома и справедливость; справедливые отношения с друзьями. Что значит, посочувствовать другу? справедливость на улицах и общественных местах; справедливость в кино).

    3. Вежливость и скромность ( что такое вежливость и скромность; вежливость и хамство; скромность и хвастливость; вежливые отношения в д/дома; вежливость на уроках, переменах, на улице, в общественных местах).

    4. Уважение, взаимопомощь, дружба (что такое уважение, взаимопомощь, дружба; уважение, безразличие, бойкот; кому и как помогать; дружба и вражда; как нужно дружить, кукольные инсценировки);

    5. Порядочность и честность (что такое порядочность и честность; порядочность и непорядочность; честность и ложь; порядочность и честность в группе; что такое порядочная семья; как стать порядочным человеком; правила доверия; что значит быть принципиальным?)

    Практические занятия:

    Психологический тренинг по решению конфликтных ситуаций, развитию коммуникативных навыков; снятие тревожности, враждебности.

    ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПИТАНИЕ

    Жилище:

    1. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные требования- правила организации рабочего места школьника.

    2. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос – правила пользования.

    3. Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масленая краска, линолеум). Средства по уходу за полом.

    4. Правила чистки ковров, книжных полок, батарей.

    5. Правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла.

    6. Правила ухода за ванной, раковиной, унитазом.

    7. Санитарно-гигиенические требования и правила при уборки пыли, с/узла.

     

    Практические работы – повседневная и углубленная (генеральная) уборка помещения, мытье полов, чистка ковров, книжных полок, батарей, уборка кухни, санузла.

     

    Воспитанники должны знать:

    1. Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила пользования пылесосом, правила, последовательность и периодичность уборки кухни, санузла, правила ухода за ванной, раковиной, унитазом, санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при: пользовании бытовыми электроприборами, уборке кухни и санузла.

     

    Воспитанники должны уметь:

    -производит сухую и влажную уборку помещений, (повседневную и углубленную), чистить ковры, книжную полку, батареи, ухаживать за полом, производить уборку кухни, санузла, ухаживать за ванной, раковиной, унитазом, использовать бытовые химические средства.

     

    Одежда и обувь:

    1. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалок, крючков зашивание распоровшегося шва, ремонт порвавшейся одежды, штопка.

    2. Стирка изделий из хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых и синтетических тканей. Что нужно для стирки? Особенности стирки темного и светлого белья. Основные этапы стирки (сортировка, замачивание, стирка, полоскание, отжим, сушка). Средства бытовой химии для стирки.

    Практические работы -

    1. мелкий ремонт одежды;

    2. ручная стирка одежды (разные виды тканей).

    Воспитанники должны знать;

    1. Технологию мелкого ремонта одежды.

    2. Правила ручной стирки, особенности средств бытовой химии для стирки.

     

    Воспитанники должны уметь:

    1. Пришивать пуговицы, кнопки, петельки.

    2. Зашивать одежду по распоровшемуся шву.

    3. Сортировать, замачивать, стирать, полоскать, отжимать и сушить одежду из разных видов ткани. Пользоваться средствами бытовой химии.

     

    Питание:

    1. Санитария и гигиена на кухне.

    2. Хранение продуктов и готовой пищи.

    3. Приготовление пищи к ужину. Приготовление блюд из круп, макарон, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

    4. Сервировка стола к ужину.

    Практические работы:

    1. Приготовление простых блюд из круп, макарон, картофеля и других овощей, молока и молочных продуктов.

    2. Ежедневная уборка кухни.

    3. Сервировка стола к ужину.

    Воспитанники должны знать:

    1. Санитарно-гигиенические правила на кухне.

    2. Сроки и порядок хранения продуктов и готовой пищи.

    3. Виды блюд к ужину.

    4. Сервировка стола к ужину.

     

    Воспитанники должны уметь:

    1. Чистить и отваривать картофель, жарить его.

    2. Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке.

    3. Сервировка стола к ужину.

     

     

    ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, СВЯЗЬ

    Транспорт:

    1. Виды транспорта.

    2. Пользование городским транспортом, оплата проезда (разовая, проездные карточки, единые билеты).

    3. Пригородные поезда. Расписание, направление движения.

    4. Метрополитен. Схема станций метро, правила поведения.

    Практические работы:

    1. Проезд в городском транспорте.

    2. Выезд в г. С-Пб на пригородном поезде.

    3. Поездки в метрополитене.

     

    Воспитанники должны знать;

    1. Основные виды и назначения транспорта.

    2. Порядок входа и выхода из городского транспорта, порядок оплаты проезда.

    3. Правила поведения в пригородном ж/д транспорте, порядок действий при авариях, хулиганских действиях и т.д.

    4. Схема метрополитена г.С-Пб – основные линии, станции пересадок. Правила поведения в метро.

    Воспитанники должны уметь:

    1. Пользоваться кассовым аппаратом при покупки билета на вокзале.

    2. Ориентироваться в расписании движений, пригородных поездов, определять направления, зоны.

    3. Ориентироваться в метрополитене г.С-Пб. Определять схему проезда в зависимости от места нахождения и места назначения.

     

    Торговля:

    1. Продовольственные и промтоварные магазины, их ассортимент. Чтение вывесок: булочная, гастроном, универсам и т.д. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.

    2. Виды магазинов: универсамы, специализированные промтоварные магазины, книжные, спортивные, обувные и т.д. Магазины нашего города.

    3. Рынок. Комиссионные магазины. Торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.

    4. Газетные киоски. Что продают в газетных киосках.

    Экскурсия и практические работы:

    1. Экскурсия в магазины разных видов, назначений.

    2. Покупка вещей повседневного пользования в магазинах и на рынке.

    3. Покупка конвертов, открыток, газет, марок.

    Воспитанники должны знать:

    1. Правила поведения и порядок оплаты в разных магазинах, на рынке.

    2. Стоимость основных продуктов, используемых для приготовления ужина.

    3. Оценка качества товара и продуктов питания на рынке.

    Воспитанники должны уметь:

    1. Выбрать товар.

    2. Обращаться к продавцу.

    3. Заплатить за товар.

     

    Связь:

    1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок отправления, упаковка, заполнение бланка. Стоимость пересылки.

    2. Телефон, его назначение и устройство. Правила пользования телефоном. Местные и междугородние звонки. Телефоны д/дома, школы. Порядок вызова аварийной службы. Оплата телефонных счетов. Правила пользования телефоном-автоматом. Понятие о телефонных картах, мобильной связи. Пользование телефонным справочником.

    3. Радиопрограммы. Правила пользования радиоприемом.

    4. Телевизор. Правила установки и настройки. Телепрограмма.

    Практические работы; экскурсии:

    1. Отправка бандероли;

    2. Разговор по телефону, поиск информации по телефонному справочнику.

    Воспитанники должны знать:

    1. Порядок отправки бандеролей;

    2. Правила пользования домашним телефоном и телефоном-автоматом.

    3. Правила пользования радиоприемом и телевизором.

     

    Воспитанники должны уметь:

    1. Составить опись посылки, бандероли;

    2. Упаковать посылку, бандероль.

    3. Правильно разговаривать по телефону.

    4. Пользоваться телефонным справочником.

    ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА; ЗДОРОВЬЕ, ОБЖ

    Личная гигиена:

    1. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физкультурные занятия)

    2. Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, крема)

    3. Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног)

    4. Личная гигиена подростка

     

    Практические работы:

    Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук.

     

    Воспитанники должны знать:

    1 . Правила закаливания организма, правила обтирания.

    1. Правила соблюдения личной гигиены во время физических занятий, походов.

    2. Правила ухода за ногами.

    3. Иметь представление о значении правил режима дня и режима питания для здоровья подростков

    4. Правила личной гигиены подростков (юноши, девушки).

    Воспитанники должны уметь:

    1 . Мыть руки, стричь ногти на руках, ухаживать за кожей рук.

    1. Подбирать косметические средства для ухода за кожей рук.

    2. Подбирать косметические средства для ухода за ногами.

     

    Здоровье и мед. помощь

    1. Домашняя аптечка, термометр.

    2. Лекарственные растения.

    3. Первая помощь при ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.

    Практическая работа, экскурсии:

    Упражнения в наложении повязок на рану, повреждение конечностей, экскурсия в травматологический пункт; иметь представление о вреде самолечения.

     

    Воспитанники должны знать:

    Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства и т.д.);

    1. Правила применения и назначения мед. средств, входящих в состав домашней аптечки;

    2. Местные лекарственные растения.

    ОБЖ (безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях)

    Тематика:

    1.Возможные ситуации аварийного характера в жилище (пожар, затопление, повреждение конструкций и т.д.):

    1. возможные причины возникновения пожара (возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печи, курение в постели, бенгальские огни и т.д.);

    2. способы и порядок эвакуации, средства пожаротушения и правила пользования ими;

    3. возможные причины затопления жилища (лопнула батарея центрального отопления и т.д.)

    4. возможные опасности при нарушении правил пользования средствами бытовой химии (лаки, растворитель, аэрозоли и т.д.).

     

    1. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте:

    2.1. опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях;

    2.2. правила поведения при возникновении экстремальных ситуаций на транспорте (пожар, крушение, экстренное торможение, захват террористами), безопасное расположение в салоне (вагоне).

    1. Экстремальные ситуации в природе:

    1. правила поведения при попадании в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транспортного средства, заблудились в лесу, в горах, отстали от группы в тур. походе и т.д.);

    2. преодоление страха и возможного стресса;

    3. ориентирование на местности, сооружение временного укрепления из подручных средств, способы добычи огня и приготовление пищи в автономных условиях.

    1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения:

    4.1. правила поведения при грозе во время ураганов, бурь, наводнений, лесных пожаров, землетрясений;

    4.2. правила поведения при химическом, радиационном и биологическом загрязнении местности.

    1. Экстремальные ситуации криминального характера:

    5.1. основные способы защиты жилища от проникновения посторонних;

    5.2. зоны повышенной опасности (вокзалы. Стадионы, рынки, др. места массового скопления людей), правила безопасного поведения в них;

    5.3. правила поведения в криминальной ситуации

     

    Воспитанники должны знать:

    1. возможные причины возникновения пожара и затопления жилища;

    2. правила пользования средствами бытовой химии;

    3. правила поведения в общественном транспорте;

    4. правила безопасного поведения в доме, во дворе, на улице в различных криминальных ситуациях;

    5. правила поведения в условиях вынужденного автономного существования;

    6. основные сильнодействующие ядовитые вещества;

    7. меры защиты здоровья при нарушении экологического равновесия в местах проживания;

    8. влияние на организм употребления алкоголя, никотина, наркотиков.

    Воспитанники должны уметь:

    1. пользоваться средствами и защиты органов дыхания (ватно-марлевая повязка, респиратор и т.д.);

    2. пользоваться электроприборами (утюгом, пылесосом, плитой и т.д.);

    3. устранить простейшую неисправность (бытовых электроприборов, водопроводного крана, велосипеда и т.д.);

    4. занимать безопасное место расположение в вагоне (салоне)

    5. определить недоброкачественные продукты питания;

    6. оказывать первую медицинскую;

    7. ориентироваться на местности, сооружать временное укрытие из подручных средств, разводить огонь, готовить пищу в походных условиях.

     

     

     

     

    ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

    Социальное направление:

    1. Полоролевые игры:

    1. «Леди и джентльмены» (игры, закрепляющие навыки и правила межполового общения);

    2. Моделирование семейных отношений в различных ролевых играх (в гостях, переживания «родителей» за больного ребенка при игре в больницу, помощь «детей» работающим «родителям», проводы «сына» в армию и т. д.

    3. Установление контактов с младшими воспитанниками. Участие в их играх, формирование у старших ребят чувства ответственности за младших.

    4. тренинг общения.

    2. Игры, развивающие эмоциональную сферу детей:

    2.1. игры, снимающие напряжение, развивающие навыки самоконтроля и релаксации;

    2.2. игры, снимающие страхи;

    2.3. игры, развивающие навыки учета состояния других в ситуациях общения.

    3. Тренинг межполовых отношений:

    3.1. Игры, закрепляющие навыки общения юношей и девушек в общественных местах;

    3.2. Игры, закрепляющие навыки этикета в межполовом общении.

     

    Культурное направление

    Формирование нравственных представлений

    1. Формирование этапов мужского и женского поведения (чтение и обсуждение произведений мировой классики);

    2. Беседы о проявлении мужественности (помощь младенцам и слабым как высшее проявление мужественности).

    3. Роль женщины в различных областях человеческой жизни. Женственность, кокетство, вульгарность.

    4. Чтение и обсуждение поэтических произведений о любви.

    5. Совместный просмотр и обсуждение кино и видеокассет о любви.

    6. Беседы об эротике и эротическом искусстве.

    7. Беседы о порнографии и ее вреде для молодого человека.

    8. Беседы с девочками о красоте, моде, вкусе и женской индивидуальности (одежда, украшения, косметика и т.д.);

    9. Беседы с мальчиками о мужественности (соотношение мужественности и агрессивности).

    Формирование культурно-нравственных представлений о человеке

    1. Чувство любви и способы выражения этого чувства (на примере литературных героев, с использованием элементов драматургии);

    2. Эротичность человека (различие между эротичностью и распущенностью).

    3. Появление эротичности (в голосе, манере держаться, пластике).

    4. Совместное чтение книг о красоте человеческих взаимоотношений.

    5. Просмотр и обсуждение фильмов об особенностях взаимоотношений людей в различных ситуациях, особенно в семье.

    6. Сексуальные преступления. Ответственность за них перед законом и обществом.

    7. Ответственность мужчины за женщину, вступающую с ним в интимные отношения.

    8. Юридические вопросы, связанные с интимной жизнью человека.

    9. Ответственность более старших за младших – основа существования человека.

    10. Этика поведения юношей и девушек в общественных местах.

     

    Общегигиеническое направление (развитие навыков личной гигиены и здорового образа жизни)

    1. Вредные привычки и здоровье (беседы о разрушительном влиянии на организм никотина, алкоголя, наркотиков и токсинов).

    2. Беседа о гигиене половых органов (с однополыми группами).

    3. Беседа с девочками о сущности менструального цикла, правилах личной гигиены и использование индивидуальных гигиенических средств в период менструации.

    4. Беседа с мальчиками о сущности поллюций (подготовка к первым поллюциям).

    5. Беседы по профилактике инфекционных заболеваний (в т.ч. венерическим, СПИДе, вызываемым различными паразитами).

    6. Занятие физическим упражнениями, а затем прохладный душ – необходимое ежевечернее гигиеническое мероприятие для мальчиков-подростков.

    7. Занятия ритмикой и пластикой.

    8. Беседы о личной гигиены подростка.

    9. Беседы о гигиеническом режиме девушки (для девушек).

    10. Беседы о путях избавления от юношеской гиперсексуальности

    ( для юношей).

    1. Беседы о сущности беременности и основные способы контрацепции.

    2. Беседы о сущности аборта и его последовательности.

    3. Беседы о влиянии алкоголя, никотина, наркотиков на потомство.

    4. Здоровый образ жизни – основа здоровья будущих детей.

     

    Формирование анатомо-физиологических представлений о человеке.

    1. Беседы о взрослении (анатомические и физиологические изменения мальчиков и девочек на пороге взросления).

    2. Наблюдения за изменениями в жизни животных, растений, рыб, птиц с возрастом, их подготовке к исполнению детородной функции.

    3. Различие в темпах развития мальчиков и девочек.

    4. Беседа с девочками о сущности и назначении менструации.

    5. Беседа с мальчиками о хрупкости женского организма и необходимости помогать девочкам и защищать их.

    6. Психологическая подготовка девочек к первым менструациям.

    7. Беседа с мальчиками об особенностях мальчиков- подростков, о способах профилактики юношеской гиперсексуальности (спорт и прохладный душ перед сном как форма выхода из гиперсексуального состояния).

    8. Беседа с девочками о воспалительных заболеваниях женской половой сферы, их причинах и последствиях.

    9. Беседы о мастурбации в период полового созревания. Ранняя мастурбация, подражание мастурбации и т.д.

    10. Формирование навыков релаксации своего физиологического состояния.

    11. Беседы с девушками об особенностях физиологии девушек-подростков.

    12. Беседы с юношами об особенностях и темпах полового созревания у мальчиков- подростков.

    13. Формирование навыков оценки своего физического состояния.

    14. Формирование представлений о сексуальной зрелости.

    15. Беседа с девушками о первых признаках беременности, информация о том, к кому необходимо обратиться, если обнаруживаются эти признаки.

     

    Школа будущих родителей

    «Уход за детьми от 1 года до 6 лет»

    1. Анатомно-физиологические особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 6 лет.

    2. Привитие гигиенических навыков детям – умывание, мытье рук, уход за руками, волосами, гигиенические ванны.

    3. Осанка. Занятие физкультурой. Корригирующая гимнастика при плоскостопии.

    4. Закаливание. Особенности питания.

    Основные знания и умения:

    1. Знать особенности развития детей от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 6 лет: развитие мышечной системы, системы кровообращения, центральной нервной системы, развитие речи.

    2. Знать о гигиеническом уходе за полостью рта 3-хлетних детей.

    3. Знать о необходимости привития малышам элементарных гигиенических навыков: умывания, мытье рук, смена белья, использование носового платка, уход за волосами, гигиенические ванны.

    4. Знать об осанке детей данного возраста. Изменение осанки.

    5. Знать о причинах плоскостопия у детей и путях его профилактики

    6. Знать общие методические положения при проведении физических упражнений с маленькими детьми.

    7. Знать основные принципы и формы закаливания.

    8. Знать особенности питания детей до 3 лет, с 3-х до 7 лет (режим питания, набор продуктов, их питательную ценность витамины).

    9. Уметь использовать воздушные ванны, солнечные ванны, проводить водные процедуры.



    УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

    ТЕМЫ:

    1. Промышленные предприятия нашего города.

    2. Агропромышленные предприятия.

    3. Органы местной власти и самоуправления.

    4. Предприятия бытового обслуживания г. Никольское.

     

    Экскурсия – на промышленные и агропромышленные предприятия го

    рода в местную администрацию, на предприятия бытового

    обслуживания.

    Воспитанники должны знать:

    1. местонахождение ближайших промышленных и агропромышленных предприятий.

    2. название цехов и отделов этих предприятий.

    3. виды выпускаемой продукции

    4. название рабочих специальностей

    5. требования к различным специальностям

    6. адрес местной администрации, основные отделы и кабинеты, порядок обращения

    7. назначение предприятий бытового обслуживания населения,

    8. их местонахождение и виды оказываемых услуг

    9. правила пользования услугами

    10. профессии работников предприятий бытового обслуживания населения.

    Воспитанники должны уметь:

    1. Обратиться с вопросами по теме экскурсии

    2. записываться на прием в местной администрации

    3. обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания населения.

     

     

     

    ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

    ТЕМЫ:

    1. Труд в жизни человека

    2. Профессии в д/доме

    3. Познай свое «я»

    4. Ты и выбор профессии

    5. Твоя профессиональная карьера

    6. Молодежь и рынок труда

    7. Рынок рабочей силы и выбор профессии.

    8. Социально-трудовая адаптация к труду по конкретной профессии.

    Основные форма и направления реботы:

    1. Беседы (индивидуальные и групповые), диспуты по указанным темам

    дополнительно:

      • Романтика профессии, романтика труда;

      • Идеал и мое «я»

      • Мы выбираем, нас выбирают (профессии)

      • «Могу», «Хочу», «Надо» (что важнее в выборе профессии)

    1. Инструктивные и индивидуально-групповые задания:

      • Выполнение профориентационных тестов

      • Правила пользования

      • Развитие умения оценивать и анализировать свои способности и возможности

      • Развитие умения оценивать и анализировать свои

    2. Комплексные практические занятия:

      • Комплексные ролевые игры типа: «магазин», «кулинария», «больница», «Школа» и т.д.

      • Участие в «семейном совете» (совете группы). Обсуждение качеств личности членов семьи (группы) на соответствие выбранной профессии.

      • Работа по профориентационному (история ремесел, история и развитие профессий, история развития родного края, трудовые династии г. Никольское, ветераны труда д/дома и т.д.)

      • Составление профессионального жизненного плана. Определение ближней, средней и дальней жизненной перспективы.

      • Участие в комплексных коллективных делах группы, детского дома профессиональной направленности.

      • Самовоспитание профессионально значимых качеств, подготовка к реализации профессионального жизненного плана.

    3. Встречи с представителями разных профессий.

    4. Профориентационные экскурсии

     

     

     

     

     

    ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА. ТЫ И ЗАКОН

    Ты и закон

    Темы (вопросы для обсуждения):

    1. Конституция - основной закон нашей страны.

    1. Основные права ребенка

    2. Правила поведения в детском доме – права, обязанности и ответственность воспитанников.).

    3. Ответственность н/летних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).

    4. Права и льготы выпускников д/домов.

    5. Права и обязанности потребителя (Закон и Защита прав потребителя)

    6. Если нарушено твое право (куда обратиться, как написать заявление и т.д.)

     

    Полезная экономика

    ТЕМЫ:

    1. Бюджет семьи – источники дохода, зарплата членов семьи, пенсия, пособия

    2. Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кинотеатр, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт одежды, обуви)

    3. Экономия в домашнем хозяйстве.

    4. Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке, виды вкладов, условия. Облигации, акции, др. ценные бумаги. Лотереи, кредит.

    Практические работы, экскурсии;

    Определение доходов семьи. Составление доверенности на получение з/платы. Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей, экскурсия в с/банк.

    Воспитанники должны иметь представление:

    Организации и характера культурных потребностей, о значении лотереи, кредита.

    Воспитанники должны знать:

    Правила экономии, учет реальных возможностей, контроль расходов, реставрация вещей, экономия электроэнергии, тепла, воды, газа; виды и цели сбережений, порядок помещения денег в с/банк, виды лотерей, кредита, его оформление.

    Воспитанники должны уметь;

    Планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, соблюдать правила экономии, заполнить ордер на вклад и получение денег со счета в с/банке.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

 

Яндекс.Метрика