Профилактика употребления ПАВ (15-21 год) для педагогов

Программа профилактики злоупотребления ПАВ в подростковом и юношеском возрасте.

 

Цель программы:

-формирование у подростков и молодых людей ответственного отношения к собственному здоровью, объективных знаний. Умений, навыков в области профилактики зависимостей и собственной безопасности.

Задачи программы:

- формирование и развития интереса  к собственному «Я» у подростков и молодых людей;

- обращение к  наиболее распространенным в старшем подростковом возрасте психологическим затруднениям (семья-дружба-любовь) и поиск конструктивных путей разрешения трудностей;

- профилактика злоупотребления ПАВ;

- предоставление учащимся возможности исследования личностных установок относительно зависимого поведения, формирование личного и информационного ресурсного поля поддержки.

Организация занятий:

Программа рассчитана на подростков и молодых людей в возрасте  15-21 года и включает в себя 9 занятий.

Занятие проводится 1, 2  раза в неделю, продолжительностью от 1 часа до 1,5 часов.

Методической основой для работы послужило руководство "Профилактика алкоголизма и наркомании среди молодежи в Санкт-Петербурге» авторов: Орловой М., Федоровой Я., Желтовой Е., СПб, 2010г.

Название занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Стимульный материал

 

Вводное

Информирование участников о целях, задачах программы, формирование установки на личную включенность и  работу в группе, выявление ожиданий и опасений у участников в отношении программы. Принятие правил работы в группе.

-Введение;

-Знакомство с программой;

- Выработка правил;

- Завершение.

 

Ватманы, маркеры.

 

«Что такое стресс и как с ним можно справиться?»

Раскрытие психологических основ понятия «стресс» и «копинг ресурсы», обобщение знаний и опыта, связанных с темой самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта. Выявление основных стрессогенных сфер в подростковом и юношеском возрасте.

- Что такое стресс?

- Мозговой штурм «Что может стать причиной стресса?»

- Как справляться со стрессом? (копинг-стратегии преодоления стресса)

Ватманы, маркеры или доска, мел.

 

«Что такое уверенность в себе».

Создание условий для формирования и развития у подростков и молодых людей уверенности в себе, построение гармоничных отношений с самим собой. Тренировка умений отстаивать свои убеждения, не поддаваясь на провокации. Осознание психологических границ.

- Обсуждение «Быть уверенным в себе – это…»;

- Упражнение «Социограмма»;

- Составление психологических портретов уверенного и неуверенного человека;

- Обсуждение вопроса: почему мы обращаемся к этой теме в рамках нашего курса?

Ватманы, маркеры или доска, мел.

 

«Способы выражения чувств».

Развитие навыков осознания и понимания своих эмоций, развитие адекватного отношения к негативным эмоциям. Создание условий для осознания множественности эмоций и чувств в жизни каждого человека. Способы выражения чувств. Необходимость открыто говорить о своих чувствах. Умение разграничивать действия, вызванные чувствами, и непосредственное выражение.

- Обсуждение: что происходит с эмоциональной сферой человека, если он не выражает своих чувств;

- Дискуссия «Все ли эмоции нужно выражать открыто?»;

- Поиск безопасных путей выражения чувств и конструктивных способов высказывания претензий;

- Обсуждение: как тема выражения чувств связана с профилактикой злоупотребления ПАВ.

 

 

«Межличностное общение».

Знакомство с различными способами коммуникаций. Знакомство с техниками обсуждение наиболее удачных способов установления и поддержания контакта.

- Обсуждение: «Роль общения в жизни человека»;

- Вербальное и невербальное общение;

- Минилекция: Виды межличностного пространства;

- Упражнение «Социограмма»;

- Дискуссия: «Что помогает устанавливать контакт, что мешает?  Что нужно для установления и поддержания контакта».

 

 

 

«Ответственность».

Личная ответственность. Осознание личной ответственности в ситуациях, связанных с принятием решений.

Принятие решений.

Формирование навыков принятия решений, в том числе в ситуации давления.

- Обсуждение: «Что для меня значит ответственность»;

-Работа в малых группах: Портрет ответственного человека;

- Упражнение «Незаконченные предложения»;

- Ролевые упражнения: Примеры трудных для принятия решений ситуаций. Что происходит в ситуации давления;

- Мозговой штурм: Как сказать: «Нет!»

Бумага, маркеры.

 

«Разрешение конфликтных ситуаций».

Знакомство с навыками поведения в конфликтной ситуации (конструктивные, неконструктивные способы). Способы разрешения конфликтов. Ролевые ситуации, позволяющие отработать конструктивные способы выходов из конфликтных ситуаций.

- Виды конфликтов;

- Дискуссия «+» и «-» конфликтов;

-Способы поведения в конфликте;

- Упражнение «5 углов».

Доска, мел или бумага, ручки.

 

«Профилактика употребления ПАВ».

Профилактика формирования зависимостей от ПАВ через изменение отношения путем актуализации смысло-жизненных ориентаций подростков.

- Упражнение «Ассоциации»;

- Вопрос к группе: «Все ли алкоголики безвольные люди? Или это проявление болезни? Может, им тоже когда-то казалось, что они могут остановиться?»

- Пивной алкоголизм;

- Нежелательные последствия употребления алкоголя для людей до 18 лет;

- Как можно отказаться от употребления?

Доска, мел.

 

«Формирование навыков ЗОЖ, жизненные ценности».

Определение и осознание смысло-ценностных ориентиров участников программы. Что включает в себя понятие здоровье, какие угрозы здоровью существуют. Что может сделать каждый для сохранения здоровья.

- Обсуждение: «Мои жизненные ценности»;

- Составление рисунка-схемы: Что помогает человеку вести здоровый образ жизни, угрозы, которые существуют для  здоровья;

- Дискуссия : «Рискованное поведение»;

- Завершение занятий (оценка воспитанниками проведенной работы).

Ватман, маркеры;

Бумага, ручки.

 

 

 

                                                                                                              Составила педагог-психолог Бурова Н.М.

Яндекс.Метрика