Профилактика девиантного поведения у подростков

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия

Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и теперь» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем. Содержание занятий составлено с учетом американской профилактической программы Гила Ботвина «Тренинг жизненных навыков».

Цель программы Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения.

Задачи программы Выработка адекватных и эффективных навыков общения. Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков. Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

Структура программы Программа состоит из трех блоков: 1. Профилактика зависимых состояний. 2. Профилактика сексуальных девиаций (ранние беспорядочные половые связи, предупреждение ранней беременности, болезней, передающихся половым путем). 3. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения.

Этапы работы Занятия по программе проводятся 1 или 2 раза в неделю. При режиме работы 2 раза в неделю продолжительность программы 8 недель; при однократных встречах — 16 недель. 1-й этап. Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия. 2-й этап. Непосредственная работа над темами программы. 3-й этап. Проведение итогового тестирования. Получение обратной связи от подростков по результатам тренинга. 4-й этап. Обработка результатов тренинга, проведение «круглого стола» с преподавателями для анализа и подведения итогов работы. 5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения Задачи: информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий; установить принципы работы в группе; сформировать спокойную, доброжелательную обстановку; формировать у членов группы установку на взаимопонимание; формировать первые впечатления друг о друге. Время: 1 час 45 минут. Место занятия: тренинговый класс.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

  1. По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть. 1. Искренность в общении В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать. 2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу. 3. Право каждого члена группы сказать «стоп» Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении. 4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого. 5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. 6. Высказываться деликатно, аккуратно. 7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях. 8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать. Принципы вводятся ведущим: 9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего. 10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия. 11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.
  2. Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.
  3. Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.
  4. Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

Занятие 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Занятие можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь; наркотики. Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны). Задачи: обсуждение причин употребления психоактивных веществ; обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на организм; установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных веществ на организм; описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака, марихуаны. Время: 1 час 45 минут. Материалы: большой лист бумаги. Задание на следующее занятие: попросить детей принести рекламу алкоголя и сигарет, вырезанную из журналов и газет.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

ВАРИАНТ I. Курение: мифы и реальность

Ведущий. На этом занятии вы получите фактическую информацию о курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной приемлемости курения.

  1. Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы: 1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как одна сигарета в неделю.) — Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.); — проголосовать по каждой из оценок; — назвать реальные цифры (11,4%). 2. Какой процент взрослых курит? — Подсчитать; — проголосовать; — назвать реальные цифры (30,8%). Ведущий. Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.
  2. Обсудить причины курения/некурения подростков. Разделить лист бумаги на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали. Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого; это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение. Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение, расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус; курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение позволяет мне чувствовать себя независимым. Информация о курении (в помощь ведущему) 1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит. 2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят. 3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его/ее жизни. 4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества — смолы, никотин, угарный газ. 5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода. 6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить. 7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.

Ведущий. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабиться, выглядеть старше, стать более популярными, лучше концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут? На самом деле сигареты — не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

  1. Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания. Указанные три группы болезней вместе составляют причины 58% смертей в США ежегодно. Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно. Попросить детей ответить на вопросы: 1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один? 2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие? 3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Ведущий. Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками. Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми. Курение становится сейчас все более неприемлемым социально, все больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная проблема — это возрастание количества девочек-подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.

  1. Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство. Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые им приписываются. Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на организм. Курильщики проходят через ряд стадий при формировании вредной привычки. Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым. Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

ВАРИАНТ 2. Алкоголь: мифы и реальность

  1. Ведущий. Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга. Если алкоголь замедляет деятельность мозга (является депрессантом), как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм? Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм. Небольшие дозы алкоголя: снижают способность ясно мыслить и принимать решение; заставляют почувствовать небольшое расслабление; заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно. Большие дозы алкоголя: замедляют деятельность отдельных областей мозга; вызывают головокружение; снижают координацию; приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния; приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению. Некоторые люди могут: временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг. Поведенческие проявления воздействия алкоголя: драки/ссоры/насилие; громкие разговоры, крик; неприятное поведение; глупость/дурашливость; легкомыслие. Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.
  2. Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь только иногда и в умеренных дозах. Ведущий. Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? (Получить приблизительные оценки, проголосовать.) Реальные цифры таковы — 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще! Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим. (Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры — 10–12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю. Объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному. Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Записать на бумаге (алкоголь употребляют во время обеда, во время праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня). Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво — прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте. Модели поведения: 1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива. 2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов. 3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время. 4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает проблемы человека, вместо того чтобы устранить их. Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, хронические заболевания, связанные с алкоголем). Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай. Ведущий. Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными. В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей значительно преувеличены.
  3. Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист бумаги на две части, заполняем табличку.

Люди пьют

Люди не пьют

— чтобы снять стресс — для интереса — для новых ощущений — не нравится на вкус — чтобы «забыться» — для окружающих — чтобы быть «круче» — от «пофигизма» — нравится на вкус/для удовольствия — на зло кому-то/форма протеста — для имиджа — из подражания — ради самоутверждения — иллюзия свободы — чтобы лучше концентрироваться — стать более популярным

— вредно для здоровья — чтобы показать силу воли — ради другого — чтобы показаться взрослее — из-за страха, например, смерти — из страха попасть в зависимость — не соотносится с жизненными принципами — из-за религиозных убеждений — чтобы не отличаться от других — для имиджа (здоровый образ жизни, спорт и т.д.) — для поддержания статуса

Оговорить реальное влияние алкоголя на человека: что алкоголь может и чего не может. Спросить детей о влиянии алкоголя на организм. Дискуссия может быть организована вокруг следующих вопросов, задаваемых ведущим: Как алкоголь влияет на организм? Может ли употребление алкоголя помочь человеку расслабиться? Влияет ли алкоголь одинаково на разных людей? Почему некоторые люди способны выпить очень много? Помогает ли алкоголь уснуть? Ведущий. Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком. Алкоголь не может: сделать тебя «круче», сильнее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку. Алкоголь — психоактивное вещество, которое снижает активность организма и действует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сексуально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п.

  1. Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем. Ведущий. Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртных напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е. заставляет мозг работать более медленно. Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и принимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обычно, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти. Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью, тревогой. Наилучший способ поднять настроение — это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь. Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости. Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина. Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.
  2. • Алкоголь — психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом. • Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах Треть всех взрослых вообще не пьет. • Только небольшая часть взрослых — пьяницы и алкоголики. • Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, сексуальнее, могущественнее и т.д. • Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет. • Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными свойствами человека. • Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.

ВАРИАНТ 3. Марихуана: мифы и реальность

Цель: изучить мифы и реальные факты, касающиеся марихуаны. Задачи: описать марихуану; выяснить, что большинство взрослых и подростков не курят марихуану; обсудить причины, по которым подростки могут использовать марихуану; обсудить реальное воздействие марихуаны на организм: что может и чего не может марихуана; обсудить долговременное и кратковременное влияние марихуаны на организм; обсудить легализацию марихуаны.

  1. Ведущий. На этом занятии вы получите важную информацию о марихуане. Мы обсудим причины того, почему люди начинают употреблять запрещенный законом наркотик, и каковы немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм. Марихуана производится из дикорастущего растения, которое может быть культивировано людьми. Растение содержит более 400 химических веществ. Оно способно отравлять тех, кто его употребляет, за счет своего психоактивного ингредиента — 9-дельта-тетрагидроканнабинола. Это вещество в различных количествах находится в разных частях растения. Конопля была известна издавна благодаря прочным волокнам стебля и получаемому из семян маслу, которое использовалось в кулинарии и в живописи. Известна она была и как растение, содержащее психоактивные вещества, наиболее сильно сконцентрированные в листьях и упругих цветущих верхушках. Установить, что большинство подростков и взрослых не курят марихуану. Проголосовать: какой процент подростков курят марихуану? Ведущий. Последние опросы показали, что подростки в старших классах средней школы пробовали марихуану в 50,2%, около 21% — пользователи (иногда в течение последнего месяца), но только около 3,3% курили марихуану ежедневно.
  2. Мозговой штурм причин, по которым люди употребляют марихуану. Перечень причин выписывается на лист бумаги. Например: любопытство; групповое давление; желание казаться старше; приятные ощущения; способ справиться с неприятностями. Обсудить, что может и чего не может марихуана. Мнения подростков выписываются на лист бумаги и не изменяются. Ведущий. Марихуана, как и другие часто употребляемые вещества, вызывающие зависимость, не поможет при решении жизненных проблем и не может гарантировать принятие подростка группой сверстников. Марихуана может вызвать эйфорию и на протяжении состояния эйфории создавать иллюзию, что проблемы нашли разрешение. Как только действие марихуаны заканчивается, человек снова оказывается лицом к лицу с теми же проблемами. Обсуждаются немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм. Лист делится на две части, и записываются мнения детей без изменения. Ведущий. Наиболее интенсивные ощущения возникают через 30 минут после начала курения. Воздействие наркотика длится до трех часов после окончания курения. Марихуана приводит к повышению сердцебиения и учащению пульса, покраснению глаз, сухости в гортани и во рту, небольшому понижению температуры тела. Небольшие дозы марихуаны способствуют появлению чувства неутомимости с возрастающим ощущением благополучия и даже эйфории. Большие дозы делают ощущения более отчетливыми. Искажение восприятия, утрата личностной идентификации, фантазии и галлюцинации — результат приема больших доз марихуаны. Долговременные последствия. Активное вещество марихуаны адсорбируется многими тканями и органами тела человека. Ее можно найти в организме через месяц после того, как она употреблялась. В эксперименте на обезьянах, которые курили по пять раз в неделю на протяжении 6 месяцев, было показано, что изменения появились в головном мозге. Марихуана приводит к заболеваниям легких, так как курильщик вдыхает неотфильтрованный дым и старается удержать его так долго, как только это возможно. Это может способствовать воспалению легких и воздействовать на другие органы дыхания. Употребление марихуаны повреждает репродуктивные системы как мужчин, так и женщин. С увеличением продолжительности употребления марихуаны снижается количество вырабатываемой спермы. Постоянное употребление марихуаны женщинами снижает их способность беременеть и нарушает менструальный цикл.
  3. Ведущий. Марихуана — психоактивное вещество, наркотик. В соответствии c последними опросами, марихуану курят значительно меньшее количество людей, чем обычный табак. Таким образом, большинство взрослых и подростков не курят марихуану. Одна из главных причин, почему люди начинают употреблять марихуану, — давление сверстников. Марихуана не дает избавления от проблем.

Занятие 3. РЕКЛАМА

Цель: повысить осознание подростками приемов, которые используются рекламой для манипулирования поведением покупателей, и научить их сопротивляться этим приемам. Задачи: дать краткую информацию о целях рекламы; обсудить основные рекламные приемы; обыграть и проанализировать рекламу сигарет или алкоголя; обсудить альтернативные способы реагирования на рекламу. Время: 1 час 45 минут. Материалы: вырезки из газет и журналов — реклама табака и алкоголя; большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Реклама является сильным средством влияния на человека, множество наших ежедневных решений незаметно регулируется рекламой. Узнав больше о рекламе и приемах, которые она использует для того, чтобы покупались определенные продукты или осуществлялось определенное поведение, мы станем менее внушаемы и не будем, даже под влиянием рекламы, делать то, чего без влияния рекламы не сделали бы.

  1. Попросить подростков коротко обсудить цель рекламы. Вопросы: 1. Почему фирмы рекламируют себя и свою продукцию? Мозговой штурм. Все мнения выписываются на лист бумаги. 2. Думают ли они, что их реклама правдива? Проголосовать. Ведущий. Цель рекламы — продать товар. Она не только сообщает факты, но и преувеличивает, дает неверную информацию, чтобы продукция покупалась.
  2. Попросить подростков рассказать о рекламе, которая им больше всего запомнилась, и о том впечатлении, которая она на них произвела. Определить, какой прием эта реклама использует. Все мнения выписываются на лист бумаги. Приемы рекламы: известность; внешняя привлекательность, красота; «пофигизм»; «романтика»; сексуальность; юмор, комический эффект; благосостояние; направленность на простого человека; «шик»; необычность; использование контрастов; индивидуальность, стиль; эмансипация; направленность на здоровый образ жизни; поднятие самооценки. Примеры общеизвестных рекламных призывов сигарет: Marlboro — романтика, удовольствие, популярность, жизнелюбие, чистота и здоровье; Winston — маскулинность, для активных людей, живущих в деревне, здоровье; Salem — сексуальный призыв, успех, привлекательность, удовольствие, наслаждение. Примеры приемов рекламы алкоголя: популярность (алкоголь сделает вас более популярным); романтика (алкоголь важен для того, чтобы понравиться противоположному полу); зрелость (употребление алкоголя означает, что вы взрослый); молодость (алкоголь означает, что вы молоды и активны); ум (потребление алкоголя — часть современной, интеллектуальной, красивой жизни); удовольствие (алкоголь приятен на вкус, является необходимым компонентом веселья); расслабление (алкоголь снимает напряжение и расслабляет).
  3. Каждый участник выбирает себе рекламные вырезки. Дается задание: за 5 минут проанализировать приемы конкретной рекламы и затем рассказать о них. По возможности должен высказаться каждый участник. Желающие могут дополнить анализ.
  4. Разделившись на группы (по 5 чел.), участники придумывают сюжет ролика с рекламой сигарет или алкоголя и разыгрывают его. После просмотра каждого ролика обсудить различные пути интерпретации рекламы алкоголя и сигарет. Примеры вопросов: «Что остается за кадром? Для кого реклама предназначена?» Ведущий. Те, кто рекламирует сигареты, алкоголь и другие продукты, стараются манипулировать людьми с целью побудить их купить все это. Они создают иллюзию того, что сигареты или алкоголь сделают жизнь более приятной и улучшат ее.

• Цель рекламы — продажа продукции. • В большинстве случаев реклама не просто сообщает информацию, но также преувеличивает свойства продукции для того, чтобы побудить людей ее купить. • Телевидение, радио, газеты, журналы — наиболее распространенные каналы рекламы. • Реклама часто обманчива и уводит потребителя в сторону, фокусируясь на чем-то, не имеющем прямого отношения к рекламируемому товару. • Мы не замечаем, как реклама манипулирует нами. • Существуют альтернативные способы реагирования на рекламу сигарет или алкоголя. Для этого следует помнить, что реклама пытается манипулировать людьми, создавая впечатление, что курение и употребление алкоголя как-то улучшает их жизнь.

Занятие 4. Я И МОЕ ТЕЛО

Цель: расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я». Задачи: описать варианты изменения телесного облика; моделирование ситуации изменения образа тела; актуализация выбора индивидуального решения. Время: 1 час 45 минут. Материалы: краски, кисточки, большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня вы будете заниматься некоторыми приемами изменения своего тела. Многие люди чувствуют неудовлетворенность своим телом в различных жизненных ситуациях. Для этого они прибегают к различным изменениям своего тела.

  1. Подросткам предлагается ответить на вопросы: 1. Что мы делаем со своим телом?  2. Для чего? Лист бумаги делится на две части, куда вписываются предложенные варианты и мнения детей, а также их положительные и отрицательные стороны. Добавить к причинам те, которые подростки не указали. Отрицательные стороны: вредно для здоровья; невозможность впоследствии полностью избавиться; «забивает» индивидуальность, становишься рабом отдельного круга людей, моды, рекламы; может не понравиться другу/подруге и послужить причиной конфликта; навязывание стереотипа поведения, иногда губительного для личности. Положительные стороны: подчеркивает индивидуальность; появляется чувство гордости за то, что ты не такой, как все; меняется настроение и поведение в целом, например был замкнутым, «забитым», стал крутым и сильным; красота и привлечение внимания.

Что мы делаем  со своим телом

Для чего

 

— кому-нибудь понравиться — приятно выглядеть — для себя и окружающих — повысить уверенность в себе — по привычке — скрыть недостатки — подчеркнуть индивидуальность

 

— красиво и модно — в подражание другим — стереотипы — чтобы выразить внутренний мир — показать индивидуальность — это «круто», показать свою силу, авторитет (у зеков), — необычность, стиль — чтобы шокировать окружающих — вызывает чувство гордости

 

— принадлежность к какому-нибудь клану, вере — стильность — сексуальность — имидж — чтобы не быть как все — модно

  1. Обсудить, зачем человек прибегает к таким способам изменения своей внешности. Разобрать культурные и исторические аспекты нанесения татуировок, макияжа, прокалывания различных частей тела, например: ритуал, средство привлечения внимания, коммуникации, статусные отношения.
  2. Предложить подросткам придумать и нанести красками на свое тело татуировки и макияж.
  3. Каждый участник говорит о том, что он хотел изобразить, почему именно на этом месте, в таком объеме и что чувствует в этом образе. Предложить участникам представить, что нанесенный узор — настоящая татуировка и они прожили с ней 50 лет. Какие чувства они при этом испытывают?
  4. • Изменение телесного облика ведет к изменению состояния; • моделируемая ситуация позволяет актуализировать выбор индивидуального решения при возможности изменения или вмешательства в свое тело;  • интенсивность нанесения татуировок, макияжа, пирсинга отражает «чувство меры» человека, индивидуальные особенности личности, выполняет компенсаторные функции; • татуировка отражает временное состояние; после определенного срока человек хочет изменить или избавиться от нее.

Занятие 5. Я И МОЕ ТЕЛО (продолжение)

Цель: тело как ценность; формирование бережного и позитивного отношения к собственному телу. Задачи: обсудить различные варианты отношения к телу; установить, что многие люди стесняются своего тела или отдельных его частей; моделирование репрезентации образа тела; обсуждение созданной телесной модели. Время: 1 час 45 минут. Материалы: пластилин.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ведущий. Сегодня мы будем заниматься «строительством тела» из пластилина. Многие люди стесняются своего тела, его формы. Но на протяжении веков критерии красоты и гармонии человеческого тела менялись и зависели от веяний моды и социальных критериев. Однако каждое тело обладает уникальностью и неповторимостью, а потому и беспредельно ценно.

Чего стесняются

Причины

— большой рост — большой нос — полнота/худоба — косметические дефекты — угри — цвет кожи — кривые ноги — ненакачанное тело

— мнения окружающих — насмешки, издевки — уровень личностного развития — после болезней — боятся быть хуже других — из-за образа жизни — сниженная самооценка — боязнь быть на виду — неуверенность в себе — боязнь быть непризнанным — из-за сниженной силы воли

  1. Провести мозговой штурм причин, по которым люди стесняются своего телесного облика.Для этого на одной половине листа бумаги выписываются мнения о том, чего стесняются люди, а на другой — причины стеснения.
  2. Раздели
Яндекс.Метрика