Коррекционные программы

Занятия по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель программы: Помощь ребенку в создании собственного эмоционального фонда, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах других людей.

Задачи программы:  ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное наименование; научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; знакомство с навыками релаксации и саморегуляции.

Организация занятий:

Программа рассчитана на детей 4-6 лет и включает в себя 12 занятий.

Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Методической основой для работы послужили методические рекомендации авторов книги: С. В. Крюковой, Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», М.: Генезис, 2010г.

1

Занятие

План занятия

Стимульный материал

 

Цель занятия:

- повышение у детей уверенности в себе;

- сплочение группы;

- знакомство с чувством робость

Вступительная беседа

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

 

 

 

 

2

Занятие

 

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с эмоцией «робость»;

- повышение уверенности в себе.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

-пиктограмма «Робость»;

- клубочек шерсти.

 

3

Занятие

 

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с эмоцией «радость»;

- развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Встреча с другом» (стр. 46)

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

- пиктограмма «Радость»;

- бумага, карандаши.

 

4

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- продолжение знакомства с чувством радости;

- развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Солнечный зайчик» (стр. 23)

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

5

Занятие

 

 

 

 

- продолжение знакомства с чувством радости.

- закрепление  и обобщение знаний о чувстве радости.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

- платок или шарф.

6

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с чувством страха;

- изучение выражения эмоциональных состояний в мимике

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

- пиктограмма «Страх»

 

7

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- продолжение знакомства с чувством страха;

- поиск путей преодоления страха;

- развитие эмпатии, умения сопереживать другим.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

- бумага, карандаши.

8

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с чувством удивления;

- закрепление мимических навыков.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. история «Живая шляпа» (стр. 69)

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

- пиктограмма «Удивление»

- шляпа, мягкая игрушка (котенок)

 

9

 

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с чувством самодовольства;

- закрепление умения различать чувства.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

- пиктограммы чувств радость, страх, удивление;

- пиктограмма «Самодовольство»

 

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с чувством злости;

-тренировка умения различать эмоции.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Бой шарфами» (стр. 77)
  2. «Солнечный зайчик» (стр. 23)

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

- пиктограмма «Злость»;

- 2 шарфа;

- колокольчик.

 

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- знакомство с чувством вины.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Волшебство природы» (стр. 78)

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

- пиктограмма «Вина».

12

Занятие

Цель занятия:

- знакомство с чувством отвращения.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Доброе животное» (стр.26)

 

- пиктограмма «Брезгливость»;

                                                                                                                                                                                                          Составила педагог-психолог Бурова Н.М.

Утверждено:

Зам. директора по ВР  МОУ «Никольский детский дом»

Вьюгина С.Г.______________________________

Дата:____________________________________

 

Занятия по профилактике нарушений в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель программы: профилактика поведенческих и эмоциональных расстройств детейдошкольного и младшего школьного возраста

Задачи программы:  повышение сплоченности группы, выработка у детей навыков бесконфликтного общения в коллективе, снижение психоэмоционального напряжения, развитии саморегуляции.

Организация занятий:

Программа рассчитана на детей 4-8 лет и включает в себя 10 занятий.

Занятие проводится 2 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Методической основой для работы послужили методические рекомендации авторов книги:

1

Занятие

План занятия

Стимульный материал

 

Цель занятия:

- Создание положительного эмоционального климата в группе, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка;

- снятие эмоционального напряжения.

  1. Утреннее приветствие» (стр. 147.2)

Установление правил поведения на занятиях

  1. Паровозик с именем» (стр.28.4)
  2. Игра с платком» (стр. 52.4)
  3. Подсолнух» (стр. 60.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4.)

- платок.

2

Занятие

 

 

 

 

Цель занятия:

- Снятие телесных барьеров;

- снижение агрессивного поведения, эмоционального напряжения.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Дракон кусает свой хвост» (стр.186.1)
  2. Маленькое привидение» (стр. 40.3)
  3. Воздушный шарик» (стр. 42.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

 

3

Занятие

 

 

 

 

Цель занятия:

- Снятие мышечного напряжения;

-возможность выплеснуть свой гнев в приемлемой форме.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Снежки» (стр.173.1)
  2. «Обзывалки» (стр. 172.1)
  3. Шалтай-болтай» (стр. 59.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

- комки смятой бумаги.

 

4

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей;

- овладение навыками совместной работы.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Карусели» (стр. 127.2)
  2. «Конструктор» (стр.175.1)
  3. «Подарок другу» (карт.)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

 

 

 

- игра «Конструктор».

5

Занятие

 

 

 

 

- Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера;

- развитие навыков волевой регуляции;

- снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Кенгуру» (стр. 128.2)
  2. Расставь посты» (стр.183.1)
  3. Это Я. Узнай меня» (стр.132.2)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

6

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Научить детей взаимодействовать друг с другом, снижение конфликтности;

- повышение уверенности в себе, снижение чувства тревоги.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Паровозик» (стр. 128.2)
  2. Веселая зарядка» (стр. 44.3)
  3. Морские волны» (стр. 56.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

 

7

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Развитие слухового внимания, умения подчиняться инструкциям;

- снятие эмоционального напряжения, агрессии.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Самолеты» (стр.130.2)
  2. Бой шарфами» (стр. 77.4)»
  3. Кричалки-шепталки-молчалки» (стр. 42.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

- 2 шарфа, концы которых завязаны в узлы, колокольчик.

- 3 силуэта ладони: красный, желтый, зеленый.

8

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Сплочение детей, развитие чувства ритма;

- развитие слухового внимания;

- снятие эмоционального напряжения.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Пузырь» (стр. 140.2)
  2. «Покажи нос» (стр. 142.2)
  3. Дождик» (стр. 59.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

 

 

 

 

9

 

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Развитие внимания, навыков взаимодействия и саморегуляции;

- повышение уверенности в себе, снижение мышечных зажимов.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Внимательный разведчик» (49.3)
  2. Черепашки» (стр.49.3.)
  3. «Зоопарк» (стр.52.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

 

 

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

-  Настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания;

- Обучить детей устанавливать контакт друг с другом,

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Только вместе» (стр. 130.2)
  2. Клубочек» (стр.22.4)
  3. «Новоселье» (стр. 55.3)

Завершение «Доброе животное» (стр.26.4)

- клубок прочных ниток;

- заготовка «Домик», бумага фломастеры, клей.

 

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                         Составила педагог-психолог Бурова Н.М.

 

 

Утверждено:

Зам. директора по ВР  МКОУ «Никольский детский дом»

Морозова А.Ю.___________________________

Дата:____________________________________

 

Занятия по профилактике дезадаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цель программы: профилактика дезадаптации детейдошкольного и младшего школьного возраста

Задачи программы:  развитие навыков общения, обучение сотрудничеству, выработка навыков бесконфликтного общения в коллективе сверстников, повышение сплоченности группы.

Организация занятий:

Программа рассчитана на детей 4-8 лет и включает в себя 9 занятий.

Занятие проводится 2 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Методической основой для работы послужили методические рекомендации авторов книги:

 

1

Занятие

План занятия

Стимульный материал

 

Цель занятия:

- Создание положительного эмоционального климата в группе, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка;

- развитие наблюдательности и умения преподнести себя;

-формирование командного духа.

Приветствие «Общий круг» (стр. 17.3)

Установление правил поведения на занятиях

  1. Посмотри-ка на меня!» (стр.44.1)
  2. Рисунки на спине» (стр. 114.1)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

 

2

Занятие

 

 

 

 

Цель занятия:

- Снятие телесных барьеров;

- развитие концентрации внимания и наблюдательности.

 

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Передай движение» (стр.18.3)
  2. Я вижу» (стр. 30.1)
  3. Самолеты» (стр. 130.2)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

 

 

3

Занятие

 

 

 

 

Цель занятия:

- Повышение уверенности в себе, снижение мышечных зажимов

-обучение детей взаимодействовать друг с другом;

- снятие эмоционального напряжения.

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. Зеркало» (стр.17.3)
  2. «Кенгуру» (стр. 128.2)
  3. Из семечка -  в дерево» (стр. 41.3)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

 

 

4

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Развитие способности работать в группе, выполняя общее дело;

-обучение навыкам мышечного расслабления.

 

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Испорченный телефон» (стр. 19.3)
  2. Пчелы и змеи» (стр.87.1)
  3. Чайка на волнах» (29. 1)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

 

 

 

5

Занятие

 

 

 

- Обучение детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера;

- развитие координации движения и общей моторики;

- снятие эмоционального напряжения, развитие эмпатии.

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. Перевал» (стр. 30.1.)
  2. Ночной полет» (стр.133.1)
  3. Робот и тряпичная кукла» (стр.57.1)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

-повязка на глаза, одеяло;

-газетные листы, веревка.

6

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

-развитие навыков коллективного взаимодействия и эмпатии;

-развитие коммуникативных способностей;

-снятие мышечного напряжения, разрядка.

 

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. Гусеничка» (стр. 109.1)
  2. Морские хищники» (стр. 32.1)
  3. Волны» (стр. 24.3)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

-мел.

7

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

-Пробуждение резервных положительных эмоций, высвобождение энергии, снятие эмоционального напряжения;

- развитие чувства сплоченности и взаимодействия, активизация совместной деятельности.

 

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. Ревущий мотор» (стр.49.1)
  2. Машина» (стр. 45.1)»
  3. Распускающийся бутон» (стр. 103.1)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

 

8

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Сплочение детей, развитие командного духа;

-развитие наблюдательности и инициативности;

- снятие эмоционального напряжения.

 

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. Веселая зарядка» (стр. 44.4)
  2. «Голоса зверей» (стр. 120.1)
  3. Птенцы» (стр. 124.1)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

листы бумаги, фломастеры.

 9

Занятие

 

 

 

Цель занятия:

- Развитие внимания, навыков взаимодействия и саморегуляции;

- повышение уверенности в себе, снижение мышечных зажимов.

Приветствие. Рефлексия предыдущего занятия

  1. Подарок» (карт.)
  2. Рисуем всей группой» (стр.33.3.)
  3. «Аплодисменты» (карт.)

Завершение «Солнышко» (стр.58.4)

-лист ватмана, фломастеры.

                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                         Составила педагог-психолог Бурова Н.М.

 

Утверждено:

Зам. директора по ВР  МКОУ «Никольский детский дом»

Вьюгина С.Г.______________________________

Дата:____________________________________

 

Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и перцепции детей дошкольного возраста

Цель программы: развитие познавательной сферы детейдошкольного возраста

Задачи программы:  на фоне игровой деятельности, развивать  память, внимание, мышление и перцепцию детейдошкольного возраста

Организация занятий:

Программа рассчитана на детей 4-7 лет и включает в себя 12 занятий.

Занятие проводится 2 раза в неделю, продолжительностью 30-40 минут.

Методической основой для работы послужили методические рекомендации авторов книги:

 

1

Занятие

План занятия

Стимульный материал

перцепция

Цель занятия:

- Совершенствовать восприятие формы; развивать произвольное внимание; развивать быстроту движений.

 

 

 

 

Установление правил поведения на занятиях

  1. Узнай фигуру» (стр. 13)
  2. Цветные шарики» (стр. 13)
  3. Светофор» (стр. 14)

Завершение «Волны» (стр.24.)

- карточки с изображением геометрических фигур - квадрата, треугольника, круга, или предметы похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.

- разноцветные игровые модули.

2

Занятие

 

 

 

перцепция

Цель занятия:

- Совершенствовать работу зрительного и кинестетического анализатора, координационные способности.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Найди свой цвет» (стр.14)
  2. Поймай мяч» (стр. 15)
  3. «Совушка» (стр. 16)

Завершение «Волны» (стр. 24)

- игровые модули разных цветов;

- мяч.

3

Занятие

 

 

 

перцепция

Цель занятия:

- Совершенствовать тактильное восприятие; развивать произвольное внимание; развивать восприятие пространства, координацию движений.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Узнай предмет» (стр.17)
  2. «Узнай друга» (стр. 17)
  3. Выполняй правильно» (стр. 18)

Завершение «Волны» (стр. 24)

- «волшебный мешочек»;

-повязка на глаза.

4

Занятие

 

 

внимание

Цель занятия:

-развивать внимание, слухо-моторную координацию, быстроту реакции.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Стой» (стр. 29)
  2. «Запрещенное движение» (стр. 29)
  3. «Покажи – не ошибись» (стр. 30)

Завершение «Волны» (стр.24)

 

 

 

- мячи, палки, кегли и др. физкультурный инвентарь.

5

Занятие

 

 

 

внимание

- развивать произвольное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Рюкзачок бежит по кругу» (стр. 30)
  2. «Покажи нос» (карт)
  3. Карлики и великаны» (карт.)

Завершение «Волны» (стр. 24)

-рюкзачок.

6

Занятие

 

 

внимание

Цель занятия:

- развивать слуховое восприятие, воображение, координацию движений.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Слушай звуки» (стр. 30)
  2. Упражнения» (стр. 31)

Завершение «Волны» (стр.24)

-аудиозапись, свисток.

7

Занятие

 

 

память

Цель занятия:

- Развивать зрительную память, внимание, координационные способности; закреплять математический счет.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Запомни порядок» (стр.37)
  2. У ребят порядок строгий» (стр. 38)»
  3. Волшебная цифра» (стр. 39)

Завершение «Волны» (стр.24)

 

-карточки с цифрами.

 

8

Занятие

 

 

память

Цель занятия:

-Развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания; совершенствовать восприятие пространства.

 

 

 

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Запомни путь» (стр. 39)
  2. «Вот так позы» (стр. 40)

Завершение «Волны» (стр.24)

 

 

 

- схемы маршрутов, ориентиры.

 9

Занятие

 

 

память

Цель занятия:

- Развивать зрительную, слуховую и моторную память, устойчивость  внимания.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Запомни свое место» (41)
  2. Вызови по имени»» (стр.40)
  3. «Запрещенное движение (карт)

Завершение «Волны» (стр.24)

- мяч.

 

Занятие

 

 

мышление

Цель занятия:

-  Развивать умение сравнивать, распределение внимания, слухо-моторную координацию движений.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Счет» (стр. 52)
  2. Машины и пешеходы» (стр.55)
  3. «Больше - меньше» (стр. 52)

Завершение «Волны» (стр. 24)

-мяч;

-фишки.

 

 

Занятие

 

 

мышление

Цель занятия:

-  Развивать воображение, быстроту мышления, координационные и скоростные способности.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Загадки о временах года» (стр. 22)
  2. Отгадай и покажи» (62)
  3. «Летает – не летает» (карт)

Завершение «Волны» (стр. 24)

-тексты загадок.

 

Занятие

 

 

мышление

Цель занятия:

-  Развивать быстроту мышления.

 

Рефлексия предыдущего занятия

  1. Лото» (игра)

Завершение «Волны» (стр. 24)

- комплект игры.

 

 

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                       Составила педагог-психолог Бурова Н.М.

Утверждено:

Зам. директора по ВР  МОУ «Никольский детский дом»

Вьюгина С.Г.______________________________

Дата:____________________________________

 

Тренинг развития жизненных целей

Программа психологического содействия социальной адаптации

Цель программы: психологическое содействие успешной адаптации в социуме

Задачи программы: развитие и усиление  «Я»; формирование жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешного взаимодействия в социуме.

Организация занятий:  допускается формирование группы из разновозрастных  участников.  Не рекомендуется проводить занятия с детьми младше  11-12 лет. Размер группы не должен превышать 12 человек, оптимальное количество участников 6-8. Рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю, длительность занятий  около 1- 1,5 часа. Место проведения занятия должно быть отдельным помещением, комната должна быть достаточно просторной.

Методической основой для работы послужили методические рекомендации авторов книг:

  1. Речь, 2006г.;

Название занятия, цель.

План занятия

Стимульный материал

1

Знакомство

Цель занятия:

-создание положительного настроя на работу;

- сплочение группы;

- установление контакта с учащимися.

Вступительная беседа

  1. «Установление дистанции» (1.53.)

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

- ватман, маркер;

- бумага, карандаши.

 

 

 

 

2

Занятие

 

 

 

 

Работа с агрессией

Цель занятия:

-формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения;

- обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

-доска, мел;

- бумага, карандаши.

 

3

Занятие

 

 

 

Личностный блок

Ориентировочно-диагностический этап

Цель занятия:

- формирование стремления к самопознанию, погружение в свой личностный мир и ориентация в нем;

- знакомство участников со своими личностными особенностями.

Рефлексия предыдущего занятия

  1. «Ассоциации» (1.107.)

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

- бумага, ручки, цветные карандаши.

4

Занятие

Умение устанавливать контакты с другими людьми

Цель занятия:

- способность принимать себя или других людей в их неповторимости;

-позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения.

Рефлексия предыдущего занятия

Беседа на тему доверие.

  1. «Слепой и поводырь» (1. 46.)

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

- шарф;

- бумага, цветные карандаши.

5

Занятие

 

 

 

 

Целостная картина своей личности

- обобщение материалов блока;

- интеграция опыта участников в целостную картину своей личности;

- получение обратной связи от участников группы

 

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

 

- бумага, ручки.

6

Занятие

 

 

Эмоциональный блок

Знакомство с эмоциями

Цель занятия:

-расширение знаний воспитанников о чувствах и эмоциях;

- повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом.

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

 

- бумага, ручки, цветные карандаши.

 

Коммуникативный блок

Занятие 7

Установление контакта

Цель занятия:

-формирование навыков общения;

-развитие умения приходить к компромиссному решению;

-умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

 

Рефлексия предыдущего занятия

Завершение «Аплодисменты по кругу» (1.19.)

 

- бумага, карандаши.

8

Занятие

 

 

 

Коммуникация чувств

Цель занятия:

-вербализация собственных чувств;

 

Рефлексия предыдущего занятия

1  &laqu

Яндекс.Метрика