Программа по швейному делу

 

Пояснительная записка

 

Формирование всесторонней и гармонично развитой  личности школьника немыслимо без трудового воспитания на основе общего политехнического образования, цель которых – готовить воспитанников к активной трудовой деятельности сознательному выбору профессии, развивать творческое отношение к труду.

Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном, производительном труде являются незаменимыми факторами выработки осознанного отношения к учебе, гражданского становления, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.

Одной из основных задач детского дома является подготовка его воспитанников к самостоятельной жизни и труду.

Определенные навыки и умения по трудовой подготовке воспитанники детского дома получают во время учебы в школе, однако считаем, необходимым закрепить, углубить и расширить полученные знания в условиях детского дома. Необходимо проведение специальных занятий с детьми, которые направлены на воспитание у детей трудолюбия, предприимчивости, привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, развитию эстетического вкуса, формирование потребности к самообслуживанию. Все это возможно через реализацию этой программы. Программа включает в себя ремонт и изготовление швейных изделий.

Программа рассчитана на детей с 5 по 9 класс, она построена по принципу «от простого к сложному», не предполагает разделение при обучении на девочек и мальчиков.

Основная часть времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность.

Занятия по обслуживающему труду научат детей бережливости и аккуратности, помогут им воспитать творческое отношение к работе.

 

 

 

                           Методы трудового обучения.

 

В большинстве случаев педагогом используется метод объяснения в сочетании с показом  трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями детей (воспитанников).

Используя рассказ, педагог прибегает к приёмам, активизирующим внимание учащихся. Побуждая к активной мыслительной деятельности, педагог сопоставляет явления, предлагая искать различия и сходства между ними.

Главное достоинство беседы – активизация мыслительной деятельности детей на занятиях при обдумывании вопросов инструктора, при подготовке своих ответов и при анализе ответов товарищей.

К наглядным методам обучения относятся учебная демонстрация, опыты, наблюдения. Учебная демонстрация сочетается со словесными методами. На занятиях по трудовому обучению демонстрируются различные средства наглядности: образцы объектов труда и их изображения, инструменты, машины и их изображения, различные инструкционные карты.

При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Опыт ставится таким образом, чтобы изменения, происходящие с материалами при различных воздействиях на них, были хорошо заметны.

На занятиях по труду воспитанники рассматривают  наглядные пособия, наблюдают за действиями инструктора при демонстрации трудовых приемов.

В трудовом обучении широко применяется инструктаж, представляющий собой совокупность методов; словесных и наглядных, сочетание объяснения, демонстрации способов действия, таблиц, схем и т.д.

Практические методы. В трудовом обучении используются различные упражнения – многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций. В результате дети постепенно овладевают трудовыми навыками. К практическим методам относятся самостоятельные работы.

 

        Формы организации занятий по трудовому обучению.

 

        Основной формой организации трудового обучения воспитанников является учебное занятие продолжительностью 1,0  учебного часа. Используются групповая и индивидуальная формы работы, наиболее приемлемые в условиях детского дома. При проведении занятий рекомендуется включать в группу 2-5 воспитанников для достижения наиболее эффективного результата. Интенсивность проведения занятий – 1 раз в неделю для каждой группы детей.

 

Учитывая возрастной состав, возможно объединение воспитанников для проведения занятий по трудовому обучению .

В каждой группе  будут отрабатываться знания по материаловедению, машиноведению, навыки по ручной обработке ткани, по шитью на швейной машине. Особое внимание будет уделяться ремонту одежды, по узловой обработке швейных изделий и декорированию. Итогом годовой работы является изготовление швейного изделия.

ПРОГРАММА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

 

 

Цель: подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.

 

Задачи:

  1. На практических занятиях научить детей экономично расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами, приспособлениями и оборудованием.
  2. Ознакомить детей с устройством швейной машины, обучить работе на ней.
  3. Развивать умение работать с таблицами, инструментами, картами и чертежами.
  4. Систематизировать и расширять знания об измерениях фигуры человека. Применять их при расчете конструкции швейного изделия.
  5. Расширять  знания о моделировании одежды и его приемах.
  6. Обучать изготовлению выкроек. Развивать аккуратность и точность при выполнении графических работ.
  7. Обучать технологиям обработки ткани.
  8. Знакомить с видами ремонта одежды.
  9. Вырабатывать практические навыки по ремонту одежды.
  10.  Знакомить с приемами декоративной отделки изделий.

 

Объект работы: воспитанники детского дома – мальчики и девочки – в возрасте 11 – 17 лет.

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА

 

  1. электрический -  2 шт.
  2. Структура программы трудового обучения воспитанников детского дома.

 

                                5 группа

 

  1. Кройка и шитье
  2. Работа с тканью.

Краткие сведения о тканях. Структура ткани. Работа с ручными инструментами.

Практические работы.

Определение лицевой и изнаночной стороны. Определение в тканях нитей долевой и поперечной. Составление коллекции образцов тканей.

 

 

  1. Работа на швейной машине.

Швейная машина. Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при выполнении машинных работ. Устройство бытовой швейной машины. Организация рабочего места. Заправка ниток. Терминология ручных, машинных и ВТ работ.

Упражнения.

Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Шитье на машине без ниток. Заправка верхних и нижних ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

Практические работы.

Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение; заправки верхних и нижних ниток). Изготовление образцов стачного шва и краевых швов. Изготовление прихватки.

 

 

  1. Конструирование и моделирование.

Понятия «чертеж», «масштаб». Правила снятия мерок. Расчет конструкции фартука. Внесение в чертеж элементов моделирования. Выполнение эскизов. Подготовка выкроек к раскрою.

Практические работы.

Снятие мерок, их запись. Построение чертежа фартука на альбомном листе в М 1:4. Выполнение эскиза с применением моделирования (в рабочей тетради). Построение чертежа фартука в М 1:1. Расчет количества ткани для изготовления фартука.

 

  1. Пошив фартука.

Практические работы.

Раскрой фартука. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка бретелей обтачным швом. Обработка концов пояса. Обработка нагрудника. Его соединение с бретелями. Обработка накладного кармана. Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Обработка верхнего среза нижней части фартука. Соединение кармана с нижней частью фартука. Соединение нагрудника, пояса и нижней части фартука. Окончательная обработка фартука.

 

 

Краткие сведения о видах аппликации, о способах их выполнения. Инструменты, приспособления, материалы, ТБ. Виды ремонта одежды. Штопка.

Практическая работа.

Изготовление образца аппликации. Штопка изделий. Обработка петли вручную. Прихватки. Салфетки. Носовые платочки.

 

 

Умения и навыки:

-       Определение вида ткани;

-       Элементарные приемы работы на швейной машине;

-       Снятие мерок;

-       Построение чертежа фартука;

-       Раскрой и пошив фартука;

-       Выполнение штопки изделий, обработка петли вручную;

-       Выполнение аппликации ручным способом, прихватки.

6 группа

 

                         I.      Кройка и шитье

 

  1. .

Информация о свойствах хлопка и льна. Уход за ними. Их применение.

 

Устройство машинной иглы, подбор иглы. Неполадки в работе швейной машины, вызванные дефектами иглы или неправильной ее установкой. Устройство моталки. Бельевые швы.

Упражнения.

Шитье на машине. Установка машинной иглы. Намотка нитки на шпульку.

Практические работы.

Изготовление образцов бельевых швов - двойного и запошивочного. Пошив сумки хозяйственной.

 

Виды домашней одежды. Требования к бельевым изделиям. Снятие мерок. Построение чертежей халата в М 1:4. Моделирование халата. Выбор фасона.

Практические работы.

Построение чертежей халата в М 1:1. Составление эскиза, моделирование изделия. Расчет количества ткани. Подготовка выкройки к раскрою.

 

  1. Пошив халата без рукавов.

Практические работы.

Раскрой халата. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка боковых и плечевых швов. Обработка застежки. Обработка горловины подкройной обтачкой. Обработка низа рукава. Обработка накладных карманов и соединение их с полочками. Обработка бортов под бортами. Обработка низа халата. Обработка петель. Пришивание пуговиц. ВТО.

 

                     II.      Рукоделие

Вязание на спицах – прямое и круговое. Ремонт одежды – заплаты.

Практические работы.

Вязание образцов прямого и кругового вязания, вывязывание резинки. Выполнение образцов подкладной и накладной заплат. Пошив косметички.

 

Умения и навыки:

-        Устранение элементарных неполадок в работе швейной машины;

-        Изготовление сумки хозяйственной (с применением двойного шва);

-        Построение чертежа платья;

-        Раскрой и пошив халата;

-        Прямое и круговое вязание;

-        Пошив косметички.

4 группа

 

  1. Кройка и шитье

Свойства тканей – шерсти и шелка. Уход за ними.

 

Устройство швейной машины с электроприводом. Правила техники безопасности. Регуляторы натяжения нитей. Неполадки в работе швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток, их устранение.

Упражнения.

Пуск, регулирование скорости, остановка машины. Отработка навыков по шитью.

Практические работы.

Изучение устройства швейной машины. Устранение неполадок швейной машины, связанные с регулировкой натяжения ниток. Изготовление образцов соединительных швов: накладного, настрочного, расстрочного.

 

Группа поясных изделий. Виды юбок. Снятие мерок, определение прибавок. Конструирование прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки в М 1:1. Конструирование и моделирование шорт на основе прямой юбки.

Практические работы.

Построение чертежа прямой юбки в М 1:1. Моделирование изделия. Расчет количества ткани. Подготовка выкройки к раскрою.

 

Практические работы.

Раскрой юбки или шорт (по выбору). Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка изделия к примерке. Обработка вытачек. Обработка боковых швов. Обработка шаговых швов. Обработка шаговых швов и среднего шва (если выбрана модель - шорты). Обработка застежки тесьмой – молния. Обработка притачного пояса. Соединение пояса с верхним срезом изделия. Обработка нижнего среза изделия. Обработка обметочной петли, пришивание фурнитуры. ВТО.

 

  1. Рукоделие

Аппликация – способ наложения зигзагообразной строчкой. Выбор сюжета. Ремонт одежды – ремонт распоровшихся швов.

Практические работы.

Подбор материала, раскрой деталей для аппликации. Изготовление образцов аппликации.

Ремонт распоровшихся швов, замена фурнитуры.

 

Умения и навыки:

-        Устранение неполадок в работе швейной машины;

-        Построение чертежа юбки (шорт);

-        Раскрой и пошив юбки (шорт);

-        Выполнение аппликации на швейной машине;

-        Ремонт распоровшихся швов.

 

7,8,9 группы

 

  1. Кройка и шитье

Изучение свойств искусственных и синтетических тканей. Уход за ними.

 

Неполадки в работе швейной машины и способы их устранения.

Практическая работа.

Устранение неполадок в работе швейной машины.

 

  1. .

Плечевые изделия. Снятие мерок. Прибавки на свободное облегание одежды. Расчет формул для построения чертежа основы платья. Построение чертежа спинки и переда платья в М 1:4. Моделирование женского платья (перенос нагрудной вытачки – 5 вариантов). Выбор модели Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы.

Разработка фасона. Снятие мерок и их запись. Построение чертежей спинки, переда платья в М 1:4 и в М 1:1. Моделирование платья, нанесение новых фасонных линий. Подготовка выкройки к раскрою.

 

Пошив плечевого изделия (халата, сарафана, блузки).

Практические работы.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка изделия к первой примерке (сметывание вытачек, боковых и плечевых швов.). Первая примерка. Исправление недочетов после первой примерки. Подготовка изделия ко второй примерке. Обработка вытачек. Обработка боковых и плечевых швов. Обработка застежки изделия. Обработка горловины без воротника (подкройной обтачкой или бейкой). Обработка пройм в изделии без рукавов (обтачкой, бейкой, руликом). Вторая примерка. Обработка низа изделия. Обработка петель на швейной машине. ВТО.

 

  1. Рукоделие

Вязание спицами. Орнамент.

Практическая работа.

Вывязывание орнамента.

 

Умения и навыки:

-        Устранение неполадок в работе швейной машины;

-        Построение чертежа платья;

-        Раскрой и пошив платья;

-        Вывязывание орнамента.

 

 

Тематический план

5 группа

Темы занятий

Часы

  1. Кройка и шитье
    1. Работа с тканью

-          Виды тканей. Составление коллекции.

-          Структура ткани. Основная нить и уток. Лицевая и изнаночная стороны.

  1. Элементы машиноведения

Работа на швейной машине.

-          Устройство бытовой швейной машины. Виды приводов.

-          Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при выполнении машинных работ. Организация рабочего места.

-          Заправка верхней и нижней ниток.

-          Терминология машинных и влажно-тепловых работ. Шитье на швейной машине (по прямой, по кривой, по ломаной линиям).

-          Машинные швы. Стачной шов. Краевые швы: в подгиб с закрытым и открытым срезом. Шитье на швейной машине.

-          Изготовление прихватки.

  1. Конструирование и моделирование фартука и шапочки.

-          Правила снятия мерок. Снятие мерок.

-          Построение чертежа фартука и шапочки в М 1:4 и в М 1:1

-          Моделирование фартука.

  1. Пошив фартука.

-   Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука

-          Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления фартука

-          Обработка бретелей и концов пояса обтачным швом.

-          Обработка нагрудника. Его соединение с бретелями.

-          Обработка накладного кармана. Соединение кармана с нижней частью фартука.

-          Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. Обработка верхнего среза нижней части фартука. (складки, сборки)

-          Соединение нагрудника, пояса и нижней части фартука.

-          Окончательная обработка передника. ВТО.

II. Рукоделие.

  1. Аппликация – ручной способ. Сочетание ее со стебельчатым или тамбурным швом.
  2. Ремонт одежды.

-          Штопка

-          Обработка петли вручную.

-          Практические работы по ремонту одежды

Итого

 

2 часа

1 час

1 час

 

7 часов

 

1 час

 

1 час

 

 

1 час

1 час

 

 

1 час

 

 

2 часа

4 часа

1 час

2 часа

 

1 час

10 часов

1 час

1 час

 

1 час

 

2 часа

 

1 час

 

1 час

 

 

2 часа

 

1 час

13 часов

4 часа

 

 

2 часа

1 час

6 часов

36 часов

 

Тематический план

6 группа

Темы занятий

Часы

  1. Кройка и шитье
    1. Работа с тканью.

-          Хлопок и лен. Их свойства и уход за ними.

  1. Работа на швейной машине

-          Машинная игла. Ее установка. Неполадки в работе швейной машины, вызванные дефектами иглы или неправильной ее установкой.

-          Отработка навыков по шитью.

-          Моталка. Ее назначение и устройство.

-          Бельевые швы: двойной и запошивочный.

-          Изготовление хозяйственной сумки.

  1. Конструирование и моделирование халата без рукавов на основе выкройки ночной сорочки.

-          Изделия плечевой группы одежды. Снятие мерок. Расчет конструкции халата

-          Построение чертежа халата в М 1:4 и в М 1:1

-          Моделирование халата.

  1. Пошив халата без рукавов.

-          Подготовка ткани к раскрою. Раскрой халата.

-          Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления халата.

-          Подготовка изделия к примерке (сметывание боковых и плечевых швов)

-          Проведение примерки и исправление недочетов.

-          Обработка изделия после 1-ой примерки.

-          Обработка горловины без воротника (подкройной обтачкой).

-          Обработка низа рукава.

-           Обработка накладных карманов. Их отделка.

-          Соединение накладных карманов с полочками.

-          Обработка бортов подбортами. Обработка низа изделия, петель.

-          Окончательная обработка изделия (пришивание фурнитуры, обработка тесьмой, ВТО.)

  1. Рукоделие.
    1. Вязания  спицами.

-          Набор петель. Лицевые петли. Изнаночные петли.

-          Чередование лицевых и изнаночных петель. Резинка. Круговое вязание. Закрытие петель

  1. Ремонт одежды

-          Подкладная заплата (ручной способ.)

-          Накладная заплата.

-          Практические работы по ремонту одежды.

 

Итого

 

1 час

1 час

6 часов

1 час

 

 

1 час

1 час

2 часа

1 час

5 часов

 

2 часа

 

2 часа

1 час

12 часов

1 час

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

2 часа

 

1 час

1 час

 

1 час

1 час

1 час

 

12 часов

 

1 час

 

2 часа

 

 

1 час

2 часа

6 часов

 

36 часов

Тематический план

                 7,8,9 группы

Тема занятия

Часы

  1. Кройка и шитье.
    1. Работа с тканью

-          Искусственные и синтетические ткани. Их свойства и уход за ними.

             2.  Работа на швейной машине.

-          Неполадки в работе швейной машины. Способы их устранения.

-          Отработка навыков по шитью.

  1. Конструирование и моделирование плечевого легкого платья без рукавов и воротника (либо блузы)

-          Плечевые изделия. Снятие мерок. Прибавки на свободное облегание одежды.

-          Расчет формул для построения чертежа основы платья.

-          Построение чертежа спинки платья в М 1:4.

-          Построение чертежа переда платья в М 1:4.

-          Построение чертежей в М 1:1.

-          Моделирование платья (блузы без рукавов и воротника, перенос вытачки)

-          Разработка фасона. Описание модели.

-          Подготовка выкройки к раскрою.

  1. Пошив швейного изделия.

-          Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия

-          Подготовка деталей кроя к обработке.

-          Подготовка изделий к первой примерке (сметывание вытачек, боковых и плечевых швов).

-          Первая примерка, исправление дефектов после нее.

-          Обработка изделия после 1-ой примерки. (обработка боковых и плечевых швов.)

-          Обработка горловины без воротника (подкройной обтачкой или бейкой).

-          Обработка пройм в изделии без рукавов (обтачкой, бейкой, руликом).

-          Вторая примерка.

-          Обработка низа изделия.

-          Обработка петель на швейной машине. Окончательная отделка изделия. ВТО.

  1. Рукоделие

-          Вязание спицами. Орнамент. Вывязывание орнамента.

-          Практические работы по ремонту одежды.

Итого

 

1 час

1 час

 

2 часа

1 час

 

1 час

8 часов

 

1 час

 

1 час

 

1 час

1 час

1 час

1 час

 

1 час

1 час

14 часов

1 час

1 час

1 час

 

 

1 час

 

1 час

 

3 часа

 

3 часа

 

1 час

1 час

1 час

 

 

4 часа

 

7 часов

36 часов

 

 

Яндекс.Метрика