Образовательная программа логопеда

Расписание занятий логопедических групп

на 2015/2016 уч. год



Время работы:

Понедельник – четверг с 11 до 16 часов

время

понедельник

вторник

среда

четверг

11.00 – 13.00

ОНР дошкольники

ОНР дошкольники

ОНР дошкольники

ОНР дошкольники

14.30 – 15.10

3 класс

СНР;

дисграфия

СНР 3 класс индивидуальные занятия

3 класс

СНР;

дисграфия

СНР 3 класс индивидуальные занятия

15.20 – 16.00

5 класс дизорфография

6 - 7 класс дизорфография

5 класс дизорфография

8-9 класс дизорфография

 

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ
«ДИЗОРФОГРАфИЯ»

Неде-ли

№ п/п

Темы и содержание коррекционной
работы

Грамматические и лексические
темы, используемые на занятиях

Развитие неречевых процессов

Сентябрь

1

Фронтальное обследование

2

1 этап (диагностический)

3

1

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического вос-приятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лекси-ки и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение

4

2

2 этап (подготовительный)

Октябрь

1

3

Развитие и уточнение пространственных представлений

Правописание существительных множественного числа, Р.п. («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе

Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков

 

4

Развитие и уточнение пространственных представлений

Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»

Развитие внимания

2

5

Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели

Правописание наречий(когда-нибудь, иногда, изредка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»

Развитие памяти

6

Развитие и уточнение временных представлений. Времена года

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. В мире животных

Развитие образного мышления

3

7

Развитие и уточнение временных представлений. Месяцы

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. По страницам произведений Ж. Верна

Развитие словесно-логического мышления

8

Развитие и уточнение временных представлений. Год

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Развитие произвольного внимания и всех видовпамяти

4

9

Развитие и уточнение временных представлений. Календарь. Праздники

Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед»

Развитие словесно-логического мышления

10

Развитие и уточнение временных представлений. Семья

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с привидениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение»

Развитие абстрактного и образного мышления

III этап (коррекционный)

Ноябрь

1

Каникулы

2

11

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки.
Б. Заходер «Песенка-азбука»

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

12

Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»

Гласные и согласные буквы и звуки.
Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

3

13

Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

14

Звуки и буквы. Гласные I ряда

Гласные звуки и буквы

Развитие внимания.
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.  Игра «Пуговица»

4

15

Звуки и буквы. Гласные II ряда

Буквы «е», «ё», «ю», «я»

 

16

Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда

 

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

Декабрь

1

17

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости

Мягкие и твердые согласные

 

18

Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости

Глухие и звонкие согласные

Отработка понятий «правый» и «левый».
Упражнение «Разноцветные точки»

2

19

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Предложение

 

20

Заглавная буква в начале предложения. Правила написания предложения

Строчные и прописные буквы

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений предлоги («на», «над», «под», «за» и т.д.) Упражнение «Копирование точек»

3

21

Заглавная буква в именах собственных

 

 

22

Заглавная буква в именах собственных

 

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.  Игра «Что это?»

4

23

Заглавная буква в именах собственных

Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу

 

24

Проверочная контрольная работа по итогам темы

 

 

Январь

1

Каникулы

2

Каникулы

3

25

Однокоренные слова

Части слова. Корень

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.  Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

26

Однокоренные слова

Части слова. Приставка

 

4

27

Однокоренные слова

Части слова. Суффикс

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

28

Однокоренные слова

Части слова. Окончание

 

Февраль

1

29

Ударение

 

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

30

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения

Слова-омографы

 

2

31

Ударение

 

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

32

Ударение

 

 

3

33

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Корень

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

34

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Приставка

 

4

35

Безударные гласные в корне слова

Части слова. Суффикс. Окончание

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

36

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Оглушение звонких согласных в середине слова

 

Март

1

37

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

Озвончение глухих согласных в середине слова

Усиление концентрации слухового внимания

38

Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных

 

 

2

39

Непроизносимые согласные

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упражнение «Красно-черные пары»

40

Непроизносимые согласные

 

 

3

41

Непроизносимые согласные

 

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

42

Непроизносимые согласные

 

 

4

Каникулы

Апрель

1

43

Правило переноса

 

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»

44

Правило переноса

 

 

2

45

Правило переноса

 

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»

46

Словарные слова

 

 

3

47

Словарные слова

 

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»

48

Двойные согласные в корне слова

 

 

4

49

Двойные согласные в корне слова

 

Упражнения на осознанное восприятие.  Упражнение «Осознание визуального материала»

50

Двойные согласные в корне слова

 

 

Май

1

51

Двойные согласные на стыке морфем

 

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала»

52

Двойные согласные на стыке морфем

 

 

2

53

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей

54

3

Фронтальное обследование

4


Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития

Период

Основное содержание работы

I 
Сентябрь,
октябрь,
 
ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь. 
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
 
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (
спи — спит, спят, спали, спала). 
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
 
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения
 «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (
на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: 
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение:
 «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах:
«Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. 
Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (
Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II 
Декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (
«лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам
«Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа:
 «идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
Учить использовать предлоги
 «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. 
Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
 
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
 
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.
Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. 
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
 
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III 
Апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (
-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян).
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (
«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-.
Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (
«добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
Уточнять значения обобщающих слов.

 

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: 
• с основой на твердый согласный (
«новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); 
• с основой на мягкий согласный
 («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).
Расширять значения предлогов:
 купотребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. 
Учить составлять разные типы предложений:
 
• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
 
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;
 
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (
я хочу, чтобы!..).
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (
«встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). 
Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (
«два» — «три» — «четыре»).
Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.
 
Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (
«Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).
 
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
 
Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. 
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак  лик»).

      В итоге логопедической работы дети должны научиться:
      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
      • владеть элементарными навыками пересказа;
      • владеть навыками диалогической речи;
      • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
      • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
      • владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
      В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

 
Яндекс.Метрика